Качество отработки регионами обращений на прямую линию президента зависит от их количества и содержания


Российский лидер Владимир Путин поручил администрации президента и правительству РФ начать подготовку к очередной прямой линии. После предыдущей лучше других регионов обращения граждан отработали Челябинская, Тульская, Кемеровская, Ростовская области. По данным Народного фронта, нужно активизировать работу Дагестану, Брянской, Ивановской, Ярославской областям, Калмыкии и Бурятии.

Если говорить о сравнении регионов с точки зрения отработки обращений на прямую линию, то всегда надо видеть исходную статистику, связанную с количеством поступивших обращений. Они могут быть неравномерно распределены по регионам. Во-вторых, важен характер этих обращений. Как мы могли видеть, когда на экраны выводились сообщения, там были и вопросы из разряда «Почему ваша реальность не совпадает с нашей действительностью?». И очень часто обращения могли содержать некоторые пассажи, которые сложно перевести в практическое русло.

Вместе с тем Народный фронт делает выборку действительно острых социальных проблем. Большая часть из них, по моему опыту, пересекается с общефедеральными проблемами в социальной сфере – и в ЖКХ, и в здравоохранении, образовании и т. д. То есть по структуре своей ничем не отличается от того, что получают в качестве обращений депутаты, губернаторы и главы городов. Таким образом, тематика, я думаю, везде примерно одинаковая. Кроме того, поступившие обращения делятся на те, которые удалось решить, и те, которые не удалось. Неизвестна эта пропорция, но хочется верить, что если обращение все-таки дошло до президента, то вопрос решился. Хотя это всегда палка о двух концах. С одной стороны, все зависит от сути этой проблемы. Часто могут быть непреодолимые факторы – например, вступившее в законную силу решение суда или иные необратимые процедуры, в результате семейных драм и конфликтов возникают сложные жизненные ситуации, кто-то оказался на улице, документы были неправильно оформлены и т. д.

Важно еще смотреть на то, не как решаются вопросы после прямой линии, а в целом насколько отечественная бюрократия становится восприимчивой к обращениям граждан. Если она закостенеет, то мы получим картину, при которой по любым вопросам жизненного свойства всегда нужно будет писать только на самый верх: как называется программа Зарубина «Москва, Кремль, Путин» – вот так и будут направлять обращения.

В целом формат отработан, я не думаю, что сейчас у Народного фронта есть задача как-то наказывать губернаторов. Точнее, общественники не могут здесь сильно влиять на снижение рейтингов власти, поскольку Народный фронт является частью общей политической системы, а не каким-то внешним наблюдателем, поэтому здесь нет цели снизить рейтинг того или иного губернатора. Регионы прозвучали публично, а дальше, наверное, будут какие-то факторы. Этим занимаются в том числе контрольное управление, администрация президента.  Вот что-то добавится в копилку и других каких-то претензий, может быть, перерастет во что-то большее.

Я думаю, что на первом месте стоят вопросы ЖКХ и аварийного жилья, на втором – экономические. Хотя они могут и опережать остальные, ведь это и темы высоких цен, низких зарплат, пенсий, пособий. На третьем месте могут быть классические проблемы здравоохранения, отсутствия необходимой инфраструктуры. И следующая прямая линия, наверное, пойдет по уже привычной схеме.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: