Глава комитета по делам национальностей Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов анонсировал концепцию изучения родных языков, которая будет рассматриваться в июле в нижней палате федерального парламента. По словам депутата, сейчас обсуждаются перспектива включения изучения родного языка во все варианты новых учебных планов и возможность сдачи экзаменов по родному языку. Кроме того, в школьных программах национальных республик должен появиться предмет «государственный язык», его введения, по словам Гильмутдинова, требуют многие родители.

В Дагестане живет свыше 40 этносов, у каждого из них фактически есть свой язык или диалект. Поэтому я думаю, что все эти разговоры – пустая демагогия. Нет ни подготовленных кадров, чтобы они преподавали родной язык, ни хороших учебников. То есть открывается широкое поле для людей без образования, с неподтвержденными дипломами, которые будут активно лезть в эту систему, потому ч/то им это выгодно. Они будут подавать на гранты, составлять методички, учебники, «ломиться» преподавать в школы, не имея представлений о педагогике и языке как таковом. У нас в республике уже давно ведутся дебаты по этому поводу, но я себе не представляю, как в наших школах это можно реализовать.

У меня был разговор с коллегами о том, что надо преподавать в школах родные языки и что это должно быть государственной программой – они как раз выступают за это. Я им говорю: «Ребята, вам что надо? Вам нужно, чтобы дети знали язык, или вы просто хотите «пригнуть» государство?» Если первый вариант, то на самом деле все решается очень просто: родители скидываются, нанимают учителя, школа со своей стороны какую-то часть также финансирует, и дети изучают язык. Как у нас, например, делает армянская община? Они просто наняли учителя, и по воскресеньям заниматься ходят и дети, и взрослые. И дети начинают изучать язык.

Мне абсолютно понятно, что все, что у нас связано с «проталкиванием» через государство, является огромным лакомым куском, где можно хорошо «заработать денег», протолкнуть какие-то абсолютно ненужные вещи, пользуясь «укрепляющейся скрепностью». Я совершенно не представляю, как реализовать эту идею на практике. Например, если тот же Татарстан гомогенный (и то условно), то в Дагестане этих родных языков – только 14 письменных. Дело в том, что у нас и с русским-то языком проблема. Не исключаю, что где-то в селах просто преподают на родных языках. В свое время в Дагестан приезжали педагоги – девочки, закончившие педагогические техникумы, и их засылали в горы. Я часто встречаю людей с изумительным, сочным, ярким языком – оказывается, учительница была русская, вот они сохранили язык.  Но сейчас уже нет этих девочек и нет того русского языка. Он же достаточно пластичный, он меняется, и сейчас на русском плохо говорят даже учителя. То есть проблема намного больше, чем просто введение родного языка.

Send with Telegram
bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: