Хабаровск, Якутск, Абакан и Анадырь должны будут отменить прямые выборы мэров в соответствии с новым законом о МСУ
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 33-ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, принятый ранее Госдумой. Согласно ст. 88, глава административного центра (столицы) субъекта РФ «избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта».
По всей видимости, теперь Хабаровск, Якутск, Абакан и Анадырь, где еще оставались прямые выборы, должны будут их отменить и привести законодательство в соответствие с федеральным. Не думаю, что изменения вызовут большую популярность у населения, потому что люди любят сами выбирать мэров, особенно в этих четырех городах. Население будет недовольно, побурчит, но сопротивления не будет – оно у нас сейчас не в моде, да и боевые действия идут, СВО – не до этого.
Конфликтов губернаторов с мэрами теперь тоже не будет. Кстати, эту концепцию еще с начала 2010-х годов выдвигали. В свое время, до возвращения выборности губернаторов, у них была очень большая проблема, потому что губернаторов назначал президент, а мэров избирал народ. В каждом втором регионе возникал конфликт. И в то время, когда губернаторы назначались сверху, они очень просили изменить закон о местном самоуправлении, чтобы главы муниципалитетов тоже назначались сверху, но уже ими, губернаторами. Сейчас это все реализовали, но губернаторы тоже избираются. И мэров теперь по большому счету будут выбирать они.
В этой ситуации есть как плюсы, так и минусы. Минусы заключаются в том, что теперь население еще больше будет звонить на прямую линию Путина с коммунальными проблемами. Раньше хотя бы эти жалобы могли перенаправлять избранным мэрам: вы избрали мэра, вот с ним и разбирайтесь. А теперь и мэр тоже назначаемый по той же вертикали. Поэтому верховная власть отвечает за все, в том числе и губернаторская ответственность увеличивается.
Плюсы у этой системы тоже есть. Они связаны прежде всего с тем, что по мере прохождения приватизации в 1990-е, нулевые и 2010-е годы сформировались группировки имущих в каждом регионе – так называемые властвующие элиты, которые финансово обеспечены, влияют на выборы депутатского корпуса и хотели бы влиять на выборы губернаторов и мэров. Но в случае с губернаторами фаворит отправляется к ним сверху. Поэтому присланных губернаторов уравновешивали мэрами.
Наверняка кандидатов в мэры губернатор должен будет согласовывать с администрацией президента – на уровне областных центров точно, особенно таких крупных, как Новосибирск или Нижний Новгород. И конечно, туда надо отбирать человека, в профессиональных качествах которого уверены на 100%. Это, конечно, тоже позитив, потому что вариант, когда человек наобещал с три короба, избрался, а потом не знает, как управлять городом, теперь маловероятен. С другой стороны, политическая конкуренция построена как раз на том, что партии предлагают наиболее эффективных менеджеров для муниципалитетов. Народ выбирает, и потом партия отвечает за того, кого избрал народ, если, кстати, она предлагала. То есть здесь делегирование ответственности идет на партию, на политический субъект, а не на губернатора и президента.