Губернаторы сегодня – это операторы национальных проектов
Президент РФ Владимир Путин объявил об обновлении нацпроектов, поскольку действующие сейчас завершатся в 2024 году. Как отметил Путин, необходимо уточнить национальные цели развития и расширить горизонт планирования до 2036 года.
Скорее всего, будет апгрейд существующих нацпроектов, потому что по большому счету мы видим, что те направления, которые определены в рамках национальных проектов, остаются актуальными и приоритетными для следующего цикла социально-экономического развития России. Это экономический рост, социалка, технологический суверенитет, модернизация инфраструктуры. Возможно, какие-то изменения внутри ключевых направлений будут, но национальные цели, утвержденные до 2030 года, конечно, могут скорректироваться после выборов, хотя не думаю, что это будет радикально. Скорее, это будет обновление с учетом подведения существующих итогов.
Я полагаю, что действующие национальные проекты состоялись. С моей точки зрения, они выстрелили (в хорошем смысле) по двум основным причинам: во-первых, они органично вписываются в ту централистскую систему управления, которая сложилась в стране, в ту систему, которую мы называем вертикалью власти (это не только политическая и административная вертикаль, но и во многом экономическая и бюджетная). Это система, в которой ресурсы аккумулируются в федеральном центре, а потом спускаются вниз в рамках неких вертикальных механизмов политико-экономического управления. Национальные проекты в этой конструкции довольно органичны. По сути, можно сказать, что сегодня губернаторы – это операторы нацпроектов. Это люди, которые присланы в регионы Кремлем, либо это местные губернаторы, одобренные Москвой, главные задачи которых – адаптировать национальные проекты и распорядиться ресурсами для эффективного развития территорий, то есть соединить возможности, которые дает сегодня федеральный центр в лице больших ресурсов через национальные проекты, с целями регионального развития. Наиболее успешными являются те губернаторы, у которых это получается. Если говорить в целом, то этот механизм реализовался. Более того, губернаторская система подбора и расстановки кадров тоже органично легла на эту широкую политико-экономическую управленческую систему. Сегодняшний корпус губернаторов вполне адекватен той системе, которая работает через национальные проекты. Поэтому после 2024 года мы увидим их апгрейд и перезапуск. Эта модель относительно успешна. Да, она централизованная, предполагает движение ресурсов сверху-вниз, к сожалению, в ней, возможно, не хватает обратной связи и она все-таки основана на доминировании централистских подходов, но она оказалась довольно рабочей. Все удивляются, как России удалось эффективно выстоять под давлением сначала ковида, потом СВО и санкций, я думаю, что это тоже сыграло свою роль в поддержании хозяйственного роста и социальной стабильности в регионах.
В России очень много разных регионов. На самом деле нацпроекты, действующие сейчас, отражают наиболее важные точки роста и развития, в которых нуждается страна. На первое место, на что нужно сделать упор, я поставлю инфраструктуру, потому что это остается важнейшим приоритетом в стране. Вторая позиция – социалка. Нам нужно продолжать модернизацию социальной сферы, а точнее трех ее составляющих: здравоохранения, образования (в том числе связанного с подготовкой рабочей силы) и культуры с ориентацией на суверенитет и патриотическое воспитание граждан. Отдельно отмечу модернизацию коммунальной инфраструктуры – прежде всего теплосетей. Мы видим, что практически во всех регионах колоссальная проблема с изношенностью теплосетей.
Поскольку губернаторы сегодня во многом являются операторами нацпроектов, операторами регионального развития, то разумеется, оценка их работы привязана к успешности реализации национальных проектов. Те губернаторы, у которых это не получается, в рамках нынешней системы уходят. Эта система уже давно отлажена.