Закон о местном самоуправлении: губернаторам придется прилагать усилия, чтобы люди не потеряли связь с властью
Новый законопроект о местном самоуправлении (МСУ) фактически упраздняет первый уровень МСУ. История двоякая. С одной стороны, в России нет традиции местного самоуправления, оно после реформы в начале 2000-х годов с большим трудом приживалось и осваивалось. Кроме того, издержки советской системы управления привели к тому, что большинство муниципалитетов появились на месте фактически искусственно созданных территориальных образований, у которых в силу такого их искусственного появления нет собственной экономики, собственных источников дохода. Во многих регионах МСУ на 90% сидит на дотациях регионального бюджета, потому что само не в состоянии выполнять те полномочия, которые на него возложены. Поэтому система власти в России на самом деле просто не понимает, зачем оно нужно и что с ним делать. Уже лет 5–10 постепенно этот уровень сокращают и забирают у него полномочия, а сейчас это все перешло в активную фазу.
Больший контроль губернаторов над мэрами – это еще один шаг. С одной стороны, логика региональных руководителей здесь понятна: они получают инструмент управления мэрами, потому что многие мэры в определенных ситуациях не подчиняются губернаторам, ведут себя очень независимо. Губернаторам это не нравится, так как из-за этого они не могут выполнять поставленные задачи (как экономические, так и политические).
Но есть обратная сторона, про которую мало думают. Мэры – это первый уровень, куда обращаются граждане, который снимает около 80% запросов людей, их проблем. Мэры принимают на себя на самом деле огромный вал обращений жителей. Если мэров из этой системы убрать, то весь этот вал пойдет на региональный уровень. Чем меньше у мэров полномочий (а теперь они в принципе перестают играть самостоятельную роль), тем больше люди будут обращаться к тому, у кого есть такие полномочия, – к губернатору. В результате губернаторы будут засыпаны огромным количеством обращений. Понадобится колоссальный ресурс, чтобы их обрабатывать и решать. Уже сейчас губернаторы отчасти к этому готовы благодаря автоматизированным системам обработки обращений, центрам управления регионами, которые позволяют оперативно реагировать на обращения. Но, скорее всего, в реальности не хватит никаких ресурсов региональных администраций, чтобы снять этот объем обращений. Есть прямая связь: чем больше обращений не обрабатывается или обрабатывается формальными отписками, тем ниже доверие к власти. Думаю, стратегически в длинной перспективе это изменение будет сложно заметить, но, скорее всего, оно приведет к тому, что доверие людей к власти будет снижаться, потому что они не будут получать того внимания от власти, которое имеют сейчас благодаря мэрам и главам поселений.
Чтобы эту ситуацию разрешить, придется перестраивать управленческую систему. А это будет очень сильно зависеть от губернаторов, потому что они по закону получают право большего контроля над муниципалитетами, но вместе с правом добавляется и ответственность. Нельзя же просто менять мэров как перчатки, нужно создать адекватную систему, которая позволит сохранить управляемость территории. При этом люди все равно должны видеть власть, для этого губернаторам придется прилагать значительные усилия, чтобы граждане не потеряли связь с властью, чтобы не было барьера. Придется очень серьезно работать с региональным правительством, чтобы оно реагировало на обращения людей, помогало по существу, а не занималось отписками.
Сложно сказать, верное или неверное направление у данных изменений, но оно объективное. Оно требует от губернаторов собственной инициативы, чтобы люди не чувствовали себя брошенными. Эти изменения должны повлечь за собой определенные действия губернаторов, чтобы не потерялась связь власти и людей. Тут возникает вопрос, все ли губернаторы смогут это предпринять или будут срывы, последствия которых придется разгребать на федеральном уровне. Скорее всего, будут эксцессы.