Губернаторам выгодно не ждать команды сверху, а готовить региональную часть плана освоения РЗМ уже сейчас
Президент РФ Владимир Путин на ВЭФ поторопил правительство с подготовкой долгосрочного плана развития редкоземельной индустрии – он должен быть готов не позднее ноября.
К развитию индустрии редкоземельных металлов (РЗМ) можно подходить как к чисто бизнесу, а можно – как к государственной стратегии. Поручение Путина и подключение к вопросу правительства говорят, что смысл – в стратегии. На мой взгляд, это единственный способ догнать и перегнать.
Почему же до сих пор не развивали отрасль всерьез? Если кратко, то необходимы сложные и дорогие технологии обогащения и селективного выделения элементов, большая технологическая вертикаль – от разведки до переработки. А сильная концентрация переработки в Китае делает это еще менее привлекательным для старта. Огромные капитальные затраты, дефицит профильных технологий, опыта и квалифицированных кадров. Санкционные и валютные риски также усложняют привлечение зарубежного оборудования и инвесторов. Эти проблемы неоднократно фиксировали ведомства и эксперты. Доля России в мировой добыче остается символической, несмотря на большие запасы.
Что обязательно должно быть в долгосрочном плане? Во-первых, создание штаба проекта с персональной ответственностью за результат. Во-вторых, стратегия и план ее реализации (подсказка для чиновников и губернаторов):
– точечная разведка и верификация запасов (реальная оценка Томтора, Ловозеро и других участков);
– пилоты + масштабируемая технология обогащения и разделения: финансирование НИОКР, локализация критичных производств;
– инфраструктура: энергетика, дороги, портовые коридоры, логистика и дата-планы по поставкам оборудования;
– финансирование и стимулы: государственные гарантии, налоговые льготы, совместные венчурные фонды, государственно-частные механизмы;
– создание спроса внутри страны: закупочная политика и стимулирование отраслей (энергетика, электроника, ВПК, зеленая энергетика);
– кадры и образование: программы подготовки, переобучение, создание профильных центров вблизи кластеров;
– экология и социальная архитектура: четкие стандарты, компенсации, прозрачность. Это снижает риски протестов и простоев;
– цепочки добавленной стоимости: не только рудник, но и обогащение, металлургия, магнитная и электрошлаковая продукция;
– гибкость внешнеполитических и экспортных режимов (учет санкций, диверсификация рынков).
Наиболее перспективно осваивать месторождения в Якутии, Красноярском крае и Мурманской области. Пилотную добычу и обогащение по уже запланированным проектам в Мурманской области нацелены начать в 2026 году по ряду соглашений. Это ближайший реальный таймлайн для старта производства.
Освоение РЗМ даст субъектам новые рабочие места, налоги и инвестиции в инфраструктуру, индустриализацию (кластеры переработки – высокое добавленное значение), усиление геоэкономического профиля региона. Но есть и риски: экологические издержки, всплески экономической зависимости от одного сектора, необходимость долгих социальных инвестиций.
Стоит ли губернаторам действовать сейчас? Да, и срочно. Что можно сделать уже сегодня? Формализовать площадки и резервы под промпроекты, обеспечить землю, порты, энергомощности, запустить программы подготовки кадров с вузами, предложить пакет локальных льгот и площадок для пилотов, организовать PR и социальный диалог с населением.
Ранний «региональный подготовительный пакет» снижает сроки запуска и повышает шансы привлечения частных и государственных инвестиций. Так или иначе поручение сжать сроки – это реальный шанс перевести сырьевые резервы в индустриальную мощность. Но успех потребует не просто скоординированной стратегии: разведка, технологии переработки, инфраструктура, спрос и подготовка кадров – все это должно быть в плане к ноябрю. Важно понять, кто будет отвечать за саму стратегию и ее реализацию. Но в любом случае губернаторам выгодно не ждать команды сверху, а готовить региональную часть этого плана уже сейчас.