Губернатор должен быть гражданским надзирателем за призывом, а не вмешиваться в него


Есть указ о частичной мобилизации,  подписанный президентом. В нем есть пункт №9, в котором прямо сказано, что  отвечает за призыв на территории региона высшее должностное лицо этого региона. Кроме того, глава призывной региональной комиссии – это губернатор. Поэтому критиковать действия регионального или районного военного комиссара – это, я  бы сказал, прямая обязанность высшего должностного лица региона, то есть губернатора.

При этом назначает военного комиссара далеко не губернатор. Надо ли в текущей ситуации рушить военную вертикаль и наделять губернатора  правом отстранять военкомов? Безусловно, не нужно. Это приведет к образованию двух центров принятия решений, причем без выстроенного механизма. Назначили военкома одни, а уволили другие? Ни в какой сфере госуправления  так не должно быть. Другое дело, что  губернаторы должны получить какое-то формальное право влиять на ситуацию. Иначе получается, что он глава призывной комиссии области, а при этом ничего не может сделать с тем, как проходит призыв, кроме словесных интервенций. И даже если вдруг после большой критики со стороны губернатора военкома куда-то убирают, то убирают почему-то в соседний регион, как было с Хабаровском и Магаданом.

Но в текущей ситуации резко дать губернаторам более  широкие полномочия  невозможно, потому что вреда это может нанести больше, чем пользы. Что касается  изменений в будущем, то я надеюсь, что таких экстраординарных ситуаций в ближайшие годы не будет. Может, и хорошо, что губернатор останется  гражданским надзирателем за процессом призыва, а не будет прямо вмешиваться.

Я бы усилил  общественные советы, которые должны за всем следить.  Губернатору некогда этим заниматься. У нас какой-нибудь  среднестатистический призыв – это 130 тыс. человек по стране. На регион приходится в среднем около 5 тыс. Глава региона не может за каждой медкомиссией проследить. И это не дело регионального правительства – обрабатывать миллиард жалоб  на   процесс призыва. Хороший, борзый общественный наблюдательный совет или комитет вполне мог бы помочь разобраться со значительной частью жалоб. В принципе,  можно губернатора наделить дополнительными полномочиями в области призыва. Но мобилизация уже идет, а если никаких новых волн не будет, то можно считать, что она уже близка к завершению.

Введение должности генерал-губернатора – это архаизм. Полномочиями  генерал-губернаторов наделяли, когда половина регионов страны  были национальными автономиями, которые вечно бунтовали.  Как, например, в каком-нибудь XVIII веке башкиры под предводительством Емельяна Пугачева. Тогда с точки зрения центрального правительства фигура генерал-губернатора  вполне разумна. Он прежде всего генерал, а потом уже губернатор. В нынешних реалиях зачем вам генерал-губернатор? В той же Башкирии. Разве там бунтуют или там идет какое-то мощное освободительное движение? Я не жду никакого Салавата Юлаева или Емельяна Пугачева из тех мест. Не хватало еще, чтобы губернатор, помимо всего прочего, еще и войсками на своей территории управлял.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: