В российском правительстве обсуждают меры, которые позволили бы наиболее проблемным регионам выйти из сложной социально-экономической ситуации. Речь идет о 10 субъектах РФ (Псковская и Курганская области, Республика Алтай и Алтайский край, Адыгея, Карелия, Марий Эл, Чувашия и Калмыкия, Республика Тыва).

Федеральные министры, назначенные кураторами этих регионов, накануне представили свои антикризисные варианты главе правительства Дмитрию Медведеву. Как пишет «Коммерсантъ», в частности, предлагается выделить проблемным регионам за пять лет в общей сложности 100 млрд рублей; предоставить жителям льготную ипотеку по сниженным ставкам; провести актуализацию лицензий на добычу полезных ископаемых. Не исключено, что будет оказана дополнительная кредитная поддержка.

Для понимания соотношения затрат вспомним пример с Чечней. Из практически разрушенного состояния до более-менее нормального регион сумели довести при финансировании 80 млрд рублей в год. Здесь же идет речь о 100 млрд рублей на несколько лет для 10 регионов, то есть, условно говоря, каждому региону ежегодно выделяется по 2 млрд рублей. Это очень мало.

Все перечисленные субъекты – это регионы, которые в новой российской истории всегда были, грубо говоря, на худшем счету. Там всегда были и есть проблемы. В региональной экономике есть понятие «депрессивные регионы», которым что ни делай, а вытащить их из этой депрессии крайне тяжело по самым разным причинам.

Пример – Адыгея. Регион на самом деле занимает очень хорошее транзитное положение: рядом Краснодар, относительно рядом Сочи, Геленджик. Казалось бы, развивайся. Но там всякие знаменитые дороги и мосты в никуда.  Получается, что те деньги, которые выделяются, на территории используются с низкой эффективностью, иначе говоря, разворовываются. Чтобы это изменить, надо менять систему управления, ставить ответственных руководителей. Но, поскольку это республика, делать это тяжело, потому что тут же начнутся разговоры, что центр забирает управление на себя.

Такой регион, как Карелия, с одной стороны, занимает выгодное географическое положение, что обеспечивает возможность торговли с Финляндией, развитие приграничных территорий с Евросоюзом. Но проблема опять же в том, что главное богатство – лес – используется неэффективно, просто воруется, вывозится на территорию Финляндии. Кто-то получает доходы, но только не регион.

Так буквально по каждому региону в списке можно назвать причины, которые прежде всего упираются в систему управления и неэффективность этого управления. Поэтому, чтобы что-то сделать для депрессивных регионов, сначала нужно сформировать команду, которая определит стратегию развития. Стратегию реальную, а не бумажную, радужную и так далее. Потом эту стратегию нужно подкрепить очень хорошим финансированием. Это, конечно, не уровень Чеченской Республики, потому что там было все разрушено, но по крайней мере это не 2 млрд рублей на регион в год, а где-то 10–12 млрд рублей и на протяжении тех же пяти лет. Тогда дело сдвинется.

Можно было бы эти регионы разбить, условно говоря, на три группы, разработать стратегию и создать команду управленцев для каждого региона, а потом уже выделять деньги на реализацию этих стратегий.  И если в регионе начинается улучшение инфраструктуры, управления и прочих вещей, то тогда уже инвесторы сами подключаются к проектам. То есть государство должно дать какой-то очень хороший толчок развитию территорий. Но пока у нас в целом ухудшение социально-экономического развития: народ беднеет, кредитов берут все больше, отдавать нечего. Опять же, у нас главная проблема – это не только поднять 10 слабых регионов, а изменить систему управления в стране, чтобы она действовала в целом более эффективно.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: