Если трудовых ресурсов не хватает в регионах, единственный выход – обеспечить их приток из-за рубежа, но на особых условиях


Дефицит рабочих кадров в строительстве усиливается. Спрос на специалистов в этой сфере в регионах зимой 2024–2025 годов вырос в 2,36 раза. Одной из ключевых причин кадрового кризиса эксперты называют отток мигрантов, что привело к росту конкуренции за персонал и увеличению зарплат.

На сегодняшний день на разных уровнях звучат разные цифры, но в среднем получается, что сейчас российским стройкам не хватает около 200 000 специалистов, и этот дефицит продолжает расти. Безусловно, отраслью и государством принимаются меры по привлечению новых кадров, их обучению и подготовке. Одновременно реализуются стратегии, направленные на повышение производительности труда, что должно снизить потребности в трудовых ресурсах. Однако все эти мероприятия дадут положительный эффект с существенной отсрочкой во времени. А строить необходимо сейчас. Если трудовых ресурсов не хватает внутри страны, в регионах, единственный выход из положения – это обеспечить их приток из-за рубежа.

Да, в российском обществе на сегодняшний день вопрос привлечения мигрантов является весьма спорным. В последние годы возникает много вопросов, как к самим мигрантам, так и к реализуемой нашим государством миграционной политике.

В то же время видится необходимым разделить эти проблемы. Основная часть претензий к мигрантам и миграционной политике относится к сфере постоянной миграции – когда граждане других стран переезжают в Россию на постоянное жительство, перевозят семьи, обустраиваются, рожают и воспитывают здесь детей и т.д. При этом вопросы привлечения зарубежных трудовых ресурсов можно решить за счет организации временной, в том числе сезонной миграции. В этом случае в страну въезжает требуемое количество иностранных специалистов необходимых нашей экономике профессий, причем въезжает исключительно на срок заключенных трудовых контрактов без права оставаться на ПМЖ, перевозить родственников и проч.

Можно, в частности, обратиться к опыту Объединенных Арабских Эмиратов в части организованного там частного поручительства, когда компания, нуждающаяся в дополнительных трудовых ресурсах, заключает с зарубежными специалистами контракты, на основании которых те получают рабочие визы для въезда в страну. При этом приглашающая компания полностью отвечает за приглашенного специалиста – обеспечивает ему условия для проживания, контролирует его перемещение по стране, соблюдение им не только условий трудового договора, но и норм и правил, принятых в стране. По окончании срока действия контракта трудовой мигрант покидает ОАЭ.

Такой подход будет, безусловно, непривычным для застройщиков. Традиционно труд мигрантов на наших стройках использовался для удешевления процесса – приехавших в Россию в поисках хоть какой-то работы мигрантов можно было нанять за гораздо меньшие деньги, поставить на самые тяжелые работы, на которые трудно найти местных специалистов; если такой работник не устроил, его можно было просто уволить, не отвечая за то, куда он денется дальше.

Теперь же трудовая миграция для застройщика – фактически единственный источник восполнения гигантского кадрового дефицита, а потому государству вполне логично требовать от строительных компаний усилий и финансовых вложений для обустройства данного потока. Каждый застройщик понимает свои потребности в трудовых ресурсах, соответственно, может осуществлять наем трудящихся в соседних государствах, оплачивать им проезд, обустраивать места для проживания в России, обеспечивая при этом человеческие условия, следить за тем, чтобы среди приглашенных специалистов не было асоциальных элементов, нести за них ответственность и принимать меры, чтобы они покидали страну в случае нарушения трудовых соглашений либо норм и правил пребывания в России.

Представляется, что в этом случае трудовые мигранты не будут являться источником национальных и иных конфликтов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: