Если сейчас поддержать жилищное строительство, то будет провалено введение соцобъектов — школ и детсадов


Проблема сооружения социальной инфраструктуры для новых жилых микрорайонов станет более острой из-за перехода на новую модель финансирования жилищного строительства, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии. Согласно закону бремя строительства соцобъектов перекладывается с потребителя на государство, однако у регионов пока нет источника финансирования этого направления, отметил президент

Сейчас ситуация достаточно запутанная, не будь вчера прямой линии, яснее она все равно бы не стала. Действительно, толчок к усложнению финансовых последствий дало решение о переходе на эскроу-счета. «Вскрытие показало», что достаточно большое количество компаний может попасть в тяжелую финансовую ситуацию. Если предположить, что был бы сохранен переход на счета эскроу с 1 июля, то примерно треть компаний оказались бы в предбанкротном состоянии и вынуждены были бы уйти с рынка. Кроме того, объем вводимого жилья, находящегося под риском в этом году, – это как минимум решение жилищного вопроса 150–160 тысяч семей. Поэтому в правительстве продолжаются дискуссии на тему того, когда все-таки вводить проектное финансирование, делать его поэтапным, распланированным, отобрать сначала самых финансово устойчивых и так далее. Но окончательный порядок пока так и не принят, хотя определенные поручения премьер Дмитрий Медведев дал, учитывая, что срок может быть отодвинут до 1 октября.

Для того чтобы что-то предлагать, нужно, конечно, очень внимательно проанализировать финансовую ситуацию в самих компаниях, а также состав строек, потому что если сейчас начнут поддерживать жилищное строительство, то будет провалено введение социальных объектов, а летом это критично, потому что к сентябрю нужно вводить школы, детские сады. Это вызовы и в рамках национальных проектов.

Неожиданностью для Путина эти вопросы, конечно, не были. Но пока адекватного, однозначно ясного и системного ответа ни он, ни кто-то другой дать не могут. Поэтому первый вопрос – определиться со сроками перехода на эскроу-счета. Второй – определиться с разделением строительных работ, учитывая достаточно жесткие графики: один режим – для жилищников, второй – для социальных объектов. И дальше искать источники финансирования.

В этом вопросе, думаю, пока еще ясности нет, потому что начинается бюджетный процесс на текущий год и плановый период, а также на нацпроекты. Все это требует, естественно, совмещения, так сказать, в трех плоскостях. Плюс, как всегда, на это накладывается абсолютная несбалансированность межбюджетных отношений. Поэтому сегодня сложно сказать, из каких источников пойдет финансирование. Скорее всего, будут действовать по факту – есть график ввода социальных объектов, давайте финансировать; есть свои деньги – тратьте, потом компенсируем межбюджетными трансфертами; нет денег – обосновывайте необходимость как-то финансировать либо в рамках межбюджетных трансфертов, либо через министерства, которые так или иначе курируют эти объекты – Минкультуры, Минобразования, Минздрав.Тут вопрос в классе объекта: если, например, какой-то крупный центр по онкологии, то, естественно, федеральный источник, потому что здесь еще требуется и соблюдение федеральной дисциплины закупок, оборудования; если серия ФАП, то вполне можно сделать за деньги местного бюджета.

Поэтому я думаю, что сейчас будут принимать решения в ручном режиме, продиктованные во многом горящими сроками. Деньги будут находиться, источники в каждом конкретном случае будут свои. В целом это означает, что мы имеем болезнь, не имея пока системного ответа на вопрос, как эту ситуацию не повторить в будущем. А пока может получиться обычная ситуация: школу вводить надо, бог с ним, с обоснованием, главное, чтобы 1 сентября школьники сели за парты, а если 1 ноября протечет крыша, то это уже проблема губернатора, соответствующего руководителя муниципального образования.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: