Эмоционально и необъективно: как глава контрольного комитета Удмуртии устроил горячую сессию парламентариям
Вчерашняя сессия Госсовета стала, без преувеличения, самой оживленной и горячей за всю работу шестого созыва. Впервые за много лет председатель государственного контрольного комитета Удмуртии позволил себе высказаться, не сглаживая острые углы.
«Нет комитета – нет проблемы», как риторически заключил Борис Сарнаев на сессии Госсовета. К чему это? Весьма интересная история. Давайте по порядку.
Выступление Бориса Сарнаева уже нарекли и эмоциональным, и необъективным, и скоропостижным. Так, одним из камней преткновения стала проводимая в Удмуртии административная реформа, в ходе которой были сокращены более 1150 человек. На фонде оплаты труда такие действия помогли сэкономить примерно 110 млн рублей, однако глава комитета заметил, что все возможные результаты предстоящей оптимизации необходимо было проанализировать заранее, поскольку очевидно, что сокращения негативно сказываются на работе органов власти. Как говорится, лучшая защита – это нападение? Вот и в данной ситуации появилось мнение, что выступление Бориса Сарнаева сегодня – это реакция комитета на предложение главы Удмуртии сократить госаппарат. Господин Сарнаев, что естественно, высказался против сокращения численности сотрудников комитета, отметив, что сделать это можно, но нужно понять, для чего, ведь если перефразировать известную фразу, то получится «нет комитета – нет проблемы».
Далее глава контрольного комитета прошелся по нарушениям, выявленным в 2019 году, среди которых прозвучали такие, как неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств, несоблюдение стандартов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, нарушения в сфере управления и распоряжения государственной собственностью – все так же, как и в прошлые годы, впрочем. Итого нарушений выявлено на сумму 2,3 млрд рублей.
Действительно, давайте разбираться. Названные нецелевыми 600 тысяч рублей, как выяснилось, были направлены на ремонт муниципальной дороги. Что касается частых изменений в республиканский бюджет, то они вносятся для получения федеральных средств: так, 600 млн рублей, которые посчитали «неэффективными», – это, оказывается, софинансирование для участия Удмуртии в федеральной программе. Неправдой оказалась и информация о нарушениях на 180 млн рублей при обеспечении детей-сирот жильем. Об этом во время ответа-выступления заявил премьер Ярослав Семенов.
Парламентарии отреагировали на выступление Сарнаева по-разному, однако резонно отметили, что зачастую бюрократия мешает оказанию реальной помощи людям. Интересен тот факт, что в следующем году формализм при проведении проверок планируется и вовсе исключить посредством законодательных предложений от Госсовета республики в Государственную думу.
Некоторые депутаты назвали выступление Бориса Сарнаева эмоциональным и заявили, что, несмотря на то что условия по исполнению нацпроектов жесткие, все социальные объекты построены и введены в эксплуатацию. Также были приведены примеры, когда зачастую руководителям разного уровня приходится нарушать формальные процедуры во благо жителей республики. В частности, это касается нецелевого расходования средств.
Также полностью согласна с позицией депутата Александра Прозорова, что обвинения в нарушениях на 2,3 млрд рублей должны сопровождаться конкретными цифрами: сколько из них возвращено и сколько уголовных дел возбуждено. Однако таких цифр не было озвучено, что, естественно, вызвало недопонимание среди депутатского корпуса. Кроме того, не стоит забывать, что, когда идет речь о бюджетных средствах, нужно быть аккуратнее с формулировками, так как жители могут неоднозначно воспринять такую информацию.
Вполне ожидаемо, что представители некоторых оппозиционных партий поддержали господина Сарнаева, предложив министрам высказаться по положениям доклада и назвав выступление главы комитета «беспристрастным». Однако не совсем понятно, каким образом депутаты смогли полноценно ознакомиться с докладом, если он поступил депутатам в столь короткие сроки.
На фоне претензий со стороны контрольного комитета вполне убедительно выступил председатель правительства Ярослав Семенов, который ответил на все озвученные в докладе Сарнаева претензии, показав тем самым свою погруженность во все происходящие в правительстве процессы, а также готовность к диалогу и полноценному разбору конкретных ситуаций совместно с депутатами и представителями контрольного комитета. Отметил он и тот немаловажный факт, что в правительство отчет поступил лишь 18 февраля, а это слишком поздно для осуществления должного реагирования на предъявленные обвинения.
Не может не радовать тот очевидный факт, что сегодня правительство и парламент готовы активно решать насущные вопросы, принимать решения и брать на себя ответственность за свои действия, чтобы избежать некоторых нежелательных последствий в дальнейшем.