Эксперимент со сдачей двух ОГЭ вместо четырех: задача регионов – нивелировать риски для школьников


В 12 регионах страны упростят получение аттестата об основном общем образовании для школьников, планирующих поступать в техникумы и колледжи. В 2025 году им будет достаточно сдать два предмета – русский язык и математику – вместо четырех. Госдума приняла законопроект во втором чтении. В списке – Москва, Петербург, Кузбасс, Камчатка, Краснодарский край, ЯНАО, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская, Тюменская области и Северная Осетия.

Решение о сдаче двух экзаменов вместо четырех для поступающих в колледжи – оправданная инициатива. Для таких школьников важен средний балл аттестата – он играет ключевую роль, а результаты ОГЭ не учитываются. К ОГЭ, конечно, нужно готовиться – на это уходит время, иногда требуется репетитор. Поэтому пусть лучше школьники сосредоточатся на учебной программе и будут стремиться получить максимально высокий балл аттестата. Если они не смогут поступить по баллам аттестата, им придется выбирать другое направление, где есть места, либо учиться платно, но не у всех есть эта возможность.

Средний балл – около 4,8, а иногда и 4,9 на самые востребованные специальности (например, связанные с IT-сектором, креативными индустриями). Минимальную планку для поступления каждый регион будет устанавливать самостоятельно.

Что касается выбора регионов. Есть беспокойство, что сокращение числа предметов для сдачи ОГЭ может сказаться на качестве образования и как-то демотивирует школьников. Есть опасение, что школьники, сориентировавшись на колледж, не сумеют поступить на желаемые программы, останутся у разбитого корыта и не смогут пойти в 10-й класс, потому что не сдали полный набор экзаменов. Это может вызвать достаточно серьезную проблему в нарушении конституционных гарантий, в том числе по обязательному полному среднему образованию. Поэтому для инициативы выбраны сильные регионы, которые давно идут по пути реформирования колледжей, оснащения их оборудованием, кадрами и современными программами. Эти регионы способны увеличивать контрольные цифры приема, прогнозируя, сколько абитуриентов может прийти. В проблемной ситуации эти субъекты смогут выделить дополнительные места за счет бюджета.

Важно, чтобы перемены проходили пока в экспериментальном режиме, чтобы участие приняли обеспеченные регионы, в которых достаточно хорошо продуманы планы по трудовым ресурсам и необходимой подготовке кадров, есть взаимодействие с крупными работодателями.

Несмотря на то что Москва выглядит студенческой столицей, очень большое внимание она уделяла подготовке в колледжах. В столице один из самых высоких процентов школьников, которые идут на программы квалифицированных рабочих, – около 25%. В других регионах – 10–12%. Есть субъекты, например Тюменская область, где действительно востребованы рабочие кадры. Регион в состоянии обеспечивать их трудоустройство.

По результатам этого эксперимента будет хорошо, если мы увидим риски, которые регионы сумеют нивелировать. Распространяя эту практику на всю страну, мы будем учитывать риски, оценив позитивные и негативные моменты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: