Дополнительные изменения в Конституцию помогли бы сделать голосование более актуальным для обычных людей


У власти, на мой взгляд, было два варианта дальнейших действий с поправками в Конституцию после окончания самой строгой фазы карантинных ограничений.
Первый, предпочтительный вариант заключался в том, чтобы использовать пандемию коронавируса, которую сложно было предвидеть в январе – феврале, для перезапуска процесса внесения изменений в Конституцию и восстановления интереса населения к нему политическим путем: внести в нее дополнительные поправки по тем проблемам, которые остро высветились именно в период пандемии.

Это, на мой взгляд:

– дополнительные гарантии реализации конституционного права на труд (а не просто гарантия МРОТ, приравненного к прожиточному минимуму, тем более что инициатива «Единой России» по внесению в Трудовой кодекс нормы о минимальной почасовой оплате труда может несколько девальвировать гарантию по размеру МРОТ, если само общее количество рабочих часов в месяц для таких временных работ будет ниже полноценного);

– признание особого статуса медицины, образования и науки (которые ранее федеральными законами были низведены до уровня «сферы услуг»);

– вопросы цифровой безопасности личности и защиты приватных данных граждан от порой безграничного использования цифровых методов управления.

Такие дополнительные изменения соответствовали бы общественным опасениям, которые высветил коронавирусный кризис, и помогли бы сделать процесс голосования за поправки к Конституции более актуальным для обычных людей. Но в этом случае голосование пришлось бы проводить в более поздние сроки

Однако властью был выбран второй, чисто технологический вариант – довести до логического завершения (формального голосования) ранее запущенный и уже фактически «прожитый» большей частью населения и элит процесс корректировки Конституции. В этом случае, если стоит задача просто выполнить технологический KPI по голосованию, конечно, она должна быть решена в как можно более короткие сроки. Ведь с каждой неделей задержки повестка конституционных изменений утрачивает особую значимость для общества, они воспринимаются людьми как уже состоявшиеся и не требующие их обязательного личного участия в голосовании. С этой точки зрения дата 1 июля выглядит логичной.

С учетом изменившейся ситуации в экономике и на рынке труда сейчас уже совсем не требовалось назначать голосование на будний день, делая его еще одним оплачиваемым выходным. Это создает дополнительную финансовую нагрузку на бизнес и работодателей, никак не компенсируемую государством.

Что касается явки, то предметно анализировать ее реальный уровень и различия по регионам и населенным пунктам будет сложно, так как голосование организуется по максимально упрощенным процедурам, а независимое наблюдение за ним будет осложнено. Поэтому администраторы избирательных процессов на местах, руководители бюджетных учреждений и предприятий получают – при желании – массу возможностей управлять явкой в большую сторону от фактической. Думаю, что итоговый официальный показатель явки с большим запасом превысит 50 %, подберется к 60 %, даже несмотря на разгар летнего сезона и, казалось бы, уход темы поправок в Конституцию на второй план повестки дня по сравнению с мартом.

Прогнозировать явку по Москве сейчас преждевременно, так как разные политические силы, критикующие поправки, только определяются со своей позицией по предстоящему голосованию: призывать бойкотировать или прийти и голосовать против. Кроме того, пока непонятно, насколько московские власти после скандалов вокруг электронного голосования на выборах в Мосгордуму будут пытаться административно нагонять явку на электронное голосование по Конституции, ведь в столице любые попытки «обязать» голосовать электронно быстро станут публичными и подорвут доверие к итогам голосования. Но думаю, что власти выгодна низкая явка в Москве, ведь здесь больше всего раздраженных властью и недовольство действиями мэрии по самоизоляции может перекинуться и на голосование. А мэрия, в свою очередь, легко сможет оправдать перед Кремлем низкую явку остротой коронавирусной угрозы в столице и дачно-отпускным сезоном. Так что не исключаю, что мэрия по согласованию с АП РФ не будет нагонять явку и сосредоточится лишь на достижении высокого процента проголосовавших за.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: