Принятые правительством два постановления вписываются в логику последних лет, если мы говорим о взаимодействии центра и регионов. С одной стороны, Москва продолжает оказывать регионам поддержку в виде возвратных бюджетных кредитов, даваемых на самом деле под символическую процентную ставку. Тем самым сохраняется возможность получения этих средств обратно в федеральный бюджет.

С другой стороны, в ситуации, когда большая часть субъектов оказалась сильно закредитована, правительство обозначает необходимость наращивания налоговой базы в регионах и создания там новой налогооблагаемой базы, которая будет генерировать доходы, поступающие в бюджеты разных уровней (федеральный, региональный). Так что предлагаемый механизм этой логике вполне отвечает.

Кроме того, в 2020 году были законодательно приняты решения о пролонгации бюджетных кредитов, выданных на долгосрочный период. У регионов появилась возможность возврата или списания этих задолженностей не через текущие механизмы, а через более долгосрочные, какими и являются инвестиционные проекты. То есть регион должен стимулировать привлечение инвестиций, создавать эту новую налогооблагаемую базу, которая сгенерирует доходы. В объеме сумм этих доходов и произойдет списание кредита.

Импульс для создания такого механизма, конечно, дала кризисная ситуация 2020 года, хотя возможность его появления рассматривали еще раньше. Ведь уже в начале года объем бюджетных кредитов в регионах составлял значительную сумму – более 1 трлн рублей. А объем доходов региональных бюджетов в целом при этом составляет около 12 трлн рублей. Такая высокая закредитованность требовала каких-то решений, и последние сейчас получили нормативно-правовое подкрепление в виде двух постановлений правительства.

Данный механизм позволит смягчить эту проблему, но не решить ее. Я сомневаюсь, что регионы оперативно смогут настолько увеличить налогооблагаемую базу, чтобы произошло списание большой суммы накопившегося кредита. Говорить о том, что это палочка-выручалочка, которая решит проблемы, нельзя.

При этом ситуация в разных регионах разная. Для некоторых субъектов привлечение инвестиций – очень сложная задача, учитывая накопленный объем кредитов. А в других регионах и объем кредитов не очень большой, и возможность наращивания инвестиций есть. Для вторых это будет, конечно, решением проблем. Но для ряда регионов этот механизм будет просто неосуществим.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: