Для стабилизации цен на продукты нужны сбытовые и закупочные кооперации
Власти российских регионов планируют снизить цены на продукты. Для этого они намерены использовать компенсации на корм для скота, ограничения торговых надбавок и другие способы, сообщили в региональных администрациях, пишет «Экономика сегодня».
Влиять на стоимость продуктов можно, но это неэффективно. Те, кто старше 50, помнят, к каким результатам это приводит. Это, кстати, не означает, что нельзя в принципе как-то влиять на продукты и сельскохозяйственные товары. В мире накоплен большой арсенал мер косвенного рыночного воздействия на цены.
Среди прочего региональные власти сейчас предлагают организовывать сельскохозяйственные ярмарки. Это шаг в правильном направлении, но он очень скромный. Во всем мире государства способствуют созданию сбытовой и закупочной кооперации. В США еще 40 лет назад сельскохозяйственной кооперацией разного уровня было охвачено более 80% фермеров. Это позволяет фермерам в складчину закупать корма, удобрения, запчасти для тракторов и так далее. Мы прекрасно понимаем, что при закупке оптом действуют совершенно другие цены, что в итоге влияет на конечную стоимость продукта. В случае со сбытовой кооперацией чем меньше этапов перевалки, тем меньше наценок сидит в цене конечного продукта. Как часто происходит у нас? Есть производитель, у которого покупают продукцию, потом продают оптовику, потом в мелкий опт, потом в сети. На каждом этапе каждый участник цепочки, естественно, старается заработать. Но если бы была развитая сбытовая кооперация, то она позволяла бы кооперативам напрямую выходить на крупные сети, сокращать путь от поля до прилавка и становиться более влиятельным переговорщиком. Сегодня все хозяйства жалуются, что, несмотря на принятие закона о торговле и на все другие меры, направленные на уравновешивание шансов мелких производителей и крупных сетей, последние все равно обладают гораздо большей переговорной силой. Если бы с сетью взаимодействовал крупный сбытовой кооператив, который охватывает несколько субъектов РФ, то, наверное, сетям пришлось бы предлагать им более выгодные условия.
Первое, что стоило бы делать, – способствовать созданию разных типов сбытовой и закупочной кооперации, особенно в основных районах сельхозпроизводства: на Алтае, Северном Кавказе, в Поволжье, на Черноземье.
Не стоит забывать, что подавляющее большинство субъектов Федерации свои бюджеты сводят с минусом. Ставя перед ними задачи снизить цены на продукты, логично спросить, откуда им взять денег. В данном случае можно было бы инициировать через институты развития, такие как Россельхозбанк, Внешэкономбанк, выпуск каких-то «зеленых» облигаций. Привлекая средства от размещения этих облигаций, можно было бы направлять их целевым образом регионам под какие-то разумные программы поддержки сельхозпроизводителей.
Стоит думать над тем, как стимулировать, а не заставлять и принуждать, а главное, думать над тем, как создавать фонды, которые позволяли бы сократить путь от поля до прилавка, убрать лишних посредников.