Самое главное, что, на мой взгляд, пока было на ПМЭФ, – это презентация инвестиционного рейтинга регионов. Это действительно важно, потому что дает некие ориентиры, каким образом и федеральной, и региональной власти выстраивать необходимые стимулирующие механизмы, поддерживающие инвестиционную активность, без которой никогда и никакой структурной перестройки, а тем более импортозамещения, не получится. То есть это такой системный, серьезный разворот. А все остальное – это уже по большому счету производные вещи.

Второе, что хотел бы отметить, – это то, что наши финансовые власти (прежде всего Минфин, а через какое-то время правительство) будут выстраивать некую конструкцию межбюджетных отношений с учетом того, что нам в ближайшие месяцы предстоит создавать новый облик финансового планирования: изменять бюджетные правила и межбюджетные отношения (то есть отношения между федеральным бюджетом и бюджетом регионов и далее с муниципальными образованиями).

Здесь есть над чем поразмышлять. В дискуссиях получает продолжение идея, которую недавно вновь начал продвигать глава Счетной палаты Алексей Кудрин, что назрела острая необходимость укрупнения разного рода целевых региональных трансфертов, которых уже больше 300 для субъектов Федерации. Все они носят целевой, адресный, жестко специализированный характер, следовательно, потом по каждому нужно отчитываться, таким образом, в регионах возникает меньшая степень свободы. То есть потребность в средствах есть, а взять их неоткуда, потому что все расписано. Почему бы не укрупнить эти позиции и тем самым не повысить оперативность использования ресурсов? Я думаю, что в этом смысле ПМЭФ даст определенный толчок, потому что это хороший контекст для обмена мнениями и ускорения принятия решений. Поэтому для региональной экономики, для региональных финансов этот форум будет результативным.

Предложение Антона Силуанова о принятии доктрины технологической безопасности нормальное. Будущее нашей экономики и экономической модели, которую сейчас будут фактически перезагружать, зависит от технологического развития, по крайней мере не отстающего от мировой экономики, а по каким-то позициям и опережающего. То, что было сделано в свое время с продовольственной безопасностью, дало результаты. Да, в этой сфере есть еще определенные проблемы с импортом, но не все возможно заместить (те же тропические фрукты). Тем не менее Россия очень продвинулась по многим другим показателям в этой сфере. Поэтому, если эта управленческая схема сработала, надо сделать по аналогии и для решения технологических проблем.

Я думаю, это показывает серьезное отношение к тому, что планируется делать для поддержания в хорошем тонусе технологического развития страны. Естественно, без бизнеса ничего сделать нельзя, поэтому должна быть предоставлена большая свобода. Но в этом и смысл структурной перестройки: она предполагает новое видение условий ведения бизнеса, прежде всего условий с точки зрения инвестиционных стимулов, стимулов к инновационному развитию. Здесь огромное непаханое поле: это и конкуренция, и сокращение доли государства, и пересмотр многих позиций и подходов по государственным контрактам и заказам, и новые подходы к среднесрочному планированию в тарифах естественных монополий, и так далее. На мой взгляд, это вектор, в котором страна должна двигаться, ориентируясь на опережающее технологическое развитие. Другого выхода у нашей экономики нет. Нужно использовать тот опыт управленческих решений, который уже дал результаты. И продовольственная безопасность в этом смысле – это очень благодатный пример для тиражирования, конечно, с учетом других обстоятельств.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: