Для развития в регионах государственно-частного партнерства на федеральном уровне нужно урегулировать ряд вопросов
Оснований для изменения условий концессионных соглашений в сфере тепло- и водоснабжения станет больше. По решению правительства РФ теперь такие концессии могут корректироваться, если ключевая ставка ЦБ выросла после заключения концессии на два процентных пункта и более. Также изменить условия соглашения можно будет в ситуации, когда регион или муниципалитет передал инвестору объекты, характеристики которых оказались хуже предполагавшихся.
Вопрос развития государственно-частного партнерства остается открытым в нашей стране. Несмотря на то что есть отдельный федеральный закон о ГЧП и муниципально-частном партнерстве, отдельный закон о концессионных соглашениях, есть достаточно большая нормативно-правовая база, наработана большая практика в этом вопросе, но тем не менее неурегулированных моментов остается достаточно много. И мне кажется, что главный идеологически сложный момент в том, что государство пока не всегда готово идти на определение своих обязательств в долгосрочном плане. В связи с этим получается, что все обязательства, которые закладываются в разного рода соглашениях или документах, связанных с государственно-частным партнерством, и выходят за пределы среднесрочного плана, утверждаемого в бюджете на ближайшую трехлетку, остаются подвешенными в силу того, что формального закрепления этих средств на долгосрочный период не происходит, государство так или иначе может свои обязательства если не поменять, то каким-то образом откорректировать.
Процедура расторжения соглашений или каких-либо иных действий тоже носит пока неурегулированный характер. Мы знаем, что иногда подобные соглашения отменялись и расторгались в силу изменения руководства конкретного региона. И такая практика тоже не дает оснований для позитивного развития в этом вопросе. С другой стороны, концессионер старается снять с себя риски в тех или иных ситуациях, которые могут складываться в изменяющихся условиях. В частности, он хочет получить гарантии выполнения обязательств или компенсацию недополученных средств в результате какой-либо ситуации. Таким изменением ситуации, наверное, можно признать и резко увеличивающуюся ключевую ставку, и дороговизну кредитов или снижение поступлений от потенциальных потребителей в случае перемены условий внешней среды.
Кроме того, проекты ГЧП в силу сложности их администрирования часто становятся дороже, чем выполнение прямых финансовых обязательств. И мы знаем, что многие регионы, например, отказываются от, казалось бы, выгодных условий получения социальных объектов, создаваемых в рамках концессионных соглашений именно из-за того, что стоимость таких объектов становится неоправданно дорогой.
Мы понимаем, что подходы к этому вопросу могут быть различными как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса и потребителей. Но развитие государственно-частного партнерства в целом требует, безусловно, синхронизации этих действий как с бюджетным законодательством, что пока достаточно слабо прописано в нормативных актах, так и с рядом других обязательств или направлений в сфере государственного управления, которые требуют включения проектов ГЧП в свой оборот.