Для многих населенных пунктов почта — последняя ниточка, связывающая их с большим миром
Секретарь генсовета «Единой России» Владимир Якушев на заседании программной комиссии партии указал на медленную модернизацию почтовых отделений в стране. Он напомнил, что президент РФ Владимир Путин на съезде партии в 2021 году поручил правительству модернизировать 25 тыс. отделений «Почты России» в течение 2022-2025 годов, но отремонтировано всего 3250. «На 2025 год на программу выделено 500 млн. рублей. Это позволит отремонтировать лишь 105 отделений. При таком движении у нас сроки отодвигаются очень далеко», — отметил Якушев.
В тени громких политических событий и экономических показателей скрывается история, которая говорит о нашей стране больше, чем многочасовые аналитические программы. История о сельских почтовых отделениях.
Факты просты и неутешительны. Из более 25 тыс. сельских почтовых отделений, которые планировалось модернизировать по поручению президента с 2022 по 2025 год, отремонтировано только 3250. На 2025 год выделено всего 500 млн. рублей — этого хватит на ремонт лишь 105 отделений.
Почему это важно? Потому что для многих населенных пунктов почта — это последняя ниточка, связывающая их с большим миром. Когда закрываются школы, когда нет регулярного транспорта, когда магазины работают два-три дня в неделю, именно почта остается местом, где можно получить пенсию, отправить письмо, оплатить коммунальные услуги и даже купить товары первой необходимости.
Между столицей и глубинкой сегодня пролегает не просто расстояние в километрах, а разница в десятилетиях развития. Мы действительно живем в разных «Россиях». В одной — доставка еды за 15 минут и цифровые сервисы на каждом шагу. В другой — автобус до райцентра ходит раз в неделю, а за хлебом нужно идти в соседнюю деревню.
Почта становится чем-то большим, чем просто учреждение связи. Она превращается в символ государственного присутствия, в доказательство того, что эта территория еще не списана со счетов.
Парадокс ситуации в том, что модернизация почты часто экономически невыгодна. Многие сельские отделения убыточны. Но их ценность измеряется не прибылью, а социальной функцией. Это тот редкий случай, когда государство должно действовать вопреки рыночной логике — именно потому, что оно государство, а не коммерческая структура.
Когда мы говорим о единой стране, о связи поколений, о сохранении малых населенных пунктов — все эти громкие слова в конечном итоге упираются в такие простые вещи, как работающая почта в селе.
Сейчас озвучивают предложение финансировать ремонт почтовых отделений за счет увеличенных штрафов за нарушение ПДД. Звучит это как минимум странно. Получается, развитие села должно происходить за счет городских автомобилистов? А может, стоит признать, что сохранение единого социального пространства страны — это общая задача, требующая системного подхода, а не латания дыр?
В конечном итоге вопрос о модернизации сельской почты — это вопрос о нашем выборе: готовы ли мы смириться с тем, что огромные территории постепенно выпадают из активной жизни страны, или мы все-таки хотим сохранить единое пространство, где каждый человек, независимо от места проживания, имеет доступ хотя бы к базовым сервисам?