Источники из нескольких регионов сообщили о поступивших из Москвы в третьей декаде февраля указаниях отказаться от любых значимых кадровых перестановок, сообщает «Октагон».

Действительно, происходящие сейчас очень большие изменения и во внутренней, и во внешней политике ориентируют политическое руководство страны на консолидацию. Как на консолидацию вертикалей власти (и здесь речь идет не только об исполнительной власти, но и о депутатском корпусе, народные избранники которого относятся к разным политическим партиям), так и местного самоуправления, поскольку пока у нас государственное и муниципальное управления отделены друг от друга. В данном случае этот тренд на консолидацию крайне необходим.

В ближайшее время в плане становления мобилизационной модели экономики необходима такая же модель и во внутренней политике. Я считаю, что было бы рационально найти консенсус власти, экспертного сообщества регионов и местного самоуправления по поводу приостановки некоторых выборов. Например, на мой взгляд, нецелесообразно проводить в сентябре губернаторские выборы, поскольку это отвлечет власть от решения экономических и социальных задач, возникших на фоне санкций, и реализации той самой мобилизационной модели экономики. И это будет очень серьезно отвлекать все ключевые политические силы в тех регионах, где должны проходить выборы. Кроме того, в этих выборах обязательно засветятся либерал-пацифисты, которые будут пиариться на текущей повестке, то есть фактически мешать. Надо решать серьезные проблемы, которые сейчас стоят перед нами из-за экономических санкций, а выборы, безусловно, будут серьезно мешать этому. Тем более что на выборы требуется отвлечение просто гигантского финансового ресурса. Очевидно, власть и так уверена, что большинство губернаторов будут избраны.

Второй ракурс проблемы состоит в следующем. Я полагаю, что согласно всем существующим социологическим опросам большинство российского общества сейчас консолидировано и поддерживает усилия власти при проведении спецоперации. И это даже оказалось неожиданностью для некоторых экспертов. Данная операция усилила поддержку власти, а она сейчас нуждается в этой поддержке. В этом отношении любые конфликтные деструкции, которые сейчас имеют место быть в ряде регионов, скажем, между губернатором и региональным законодательным собранием, особенно если губернатор не принадлежит к партии власти, а в заксобрании большинство – члены «Единой России», между губернаторами и мэрами областных столиц, даже если эти мэры избраны не всем населением, а депутатским корпусом городских парламентов, только вредят ситуации. Кроме того, имеют место быть конфликтные деструкции на тех территориях, где есть несколько центров влияния, которые борются между собой за ресурсы. Все это также накладывает негативный отпечаток, поскольку на фоне текущих событий крайне необходима консолидация власти. Это очень важно в условиях того, что сейчас значительная часть населения, несмотря на то что поддерживает федеральную власть в проведении операции, испытывает определенную тревогу. И если власти реализуют между собой модель конфликтных деструкций, то это только усилит проблемы.

Необходима инициатива ведущих политических партий о временной приостановке имеющейся политической конкуренции. Мое мнение такое, что необходимо на время приостановить проведение губернаторских выборов. Это поможет в нынешней ситуации. А если еще и последует инициатива от политических сил, причем не обязательно только пяти парламентских политических партий, но и непарламентских, в том числе несистемной оппозиции (я не имею в виду либеральные космополитические силы и внесистемную оппозицию, которая находится на правом и правоцентрийском фланге), которая может быть подписана за круглым столом лидерами ведущих политических партий, это также поспособствует стабилизации обстановки в стране и укрепит уверенность населения в том, что власти не просто действуют правильно, а действуют синхронно, что власти и политические силы, интегрированные во власть, находят консенсус и действуют сообща. Тем более что, например, в 1990-е годы был такой формат, когда большинство партий подписывали определенные соглашения и договоры. Это поможет решить многие социальные и экономические проблемы, которых сейчас у нас будет больше, чем раньше.

Если конфликтная деструкция исходит, скажем, от какого-либо губернатора, например, который не является членом партии «Единая Россия», то его будут вызывать в Москву (поскольку даже те, кто избран не от партии власти, все равно проходят определенные согласования в администрации президента), где скажут «даем буквально дня три-четыре, если ты не сможешь урегулировать конфликты, то логично будет написать заявление об отставке». Если же речь идет о каком-либо влиятельном игроке в региональном заксобрании, например о руководителе какой-то фракции, то его может вызвать федеральное руководство своей политической партии и тоже поставить вопрос: либо прекращаешь конфликты, либо тебя исключают из партии и будет решаться вопрос о депутатском мандате. То же самое касается, к примеру, некоторых строптивых мэров, если они инициируют конфликтную деструкцию. Полагаю, такой вопрос возможно решить даже не на федеральном уровне, а на региональном (с участием фракции в городском парламенте, например, или же с участием членов этой фракции и губернатора региона). И эти вопросы могут решаться достаточно быстро.

Важнее всего, чтобы прозвучал месседж от представителей экспертного сообщества, что сейчас не время конфликтной деструкции, а время консолидации и реализации мобилизационной модели экономики как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. На данный момент есть слишком много вопросов, чтобы еще и вести определенные политические дрязги. Когда операция закончится, ситуация нормализуется и у нас заработает модель мобилизационной экономики, тогда можно возвращаться и к определенной политической конкуренции, которая является частью демократического процесса, и к выборам губернаторов, если они будут приостановлены. Я думаю, что в выборах губернаторов крайне необходима пауза где-то на год, а дальше надо смотреть по ситуации. Демократия – это, безусловно, очень красивый идеал, но она не всегда эффективна в административном управлении, особенно в кризисных условиях. В данной ситуации, если будут приостановлены какие-то форматы демократических процедур, будут некие установки в обществе, что не время устраивать дрязги и конфликтные деструкции, это тоже станет очень хорошим мотивом для дополнительной консолидации российского общества.

Поскольку я специализируюсь по регионам ЦФО, полагаю, что в Ярославской области существует напряженность между финансово-политическим кланом, за которым стоят экс-губернатор Анатолий Лисицын и его команда, и врио губернатора Михаилом Евраевым, который недавно назначен. Надо предполагать, что команда Лисицына сделала все возможное, чтобы из региона ушел Дмитрий Миронов, который, на мой взгляд, достаточно качественно работал в плане модернизации реальных секторов экономики и индустриального развития территории. Лисицын авторитетен среди ярославской элиты, потому что губернаторы после него (Сергей Вахруков и Сергей Ястребов) не были убедительными настолько, насколько был убедителен он. Но региональному сообществу следует послать сигнал Лисицыну, что, несмотря на его бывшие заслуги, сейчас от него не должно исходить конфликтных деструкций, а когда закончится сложная ситуация, можно будет проводить демократические процедуры и вернется политическая конкуренция между центрами влияния и финансово-политическими кланами.

Такая же ситуация, хоть и с меньшей конфликтностью, наблюдается в Орловской и во Владимирской областях. Это регионы, где губернаторы не являются представителями партии власти. Но в Орловской области губернатор Андрей Клычков делает максимум для развития территории. Об этом говорит то, как он выстроил отношения с федеральным центром, и то, как федеральный центр помогает региону. Предшественники Клычкова, в особенности Александр Козлов и Вадим Потомский, только способствовали деиндустриализации региона и снижению его позиций в межрегиональной конкуренции. Там также есть спикер областной думы, он же представитель «Единой России», который мешает работе команды губернатора, но при этом сам ничего не может предложить в плане развития региона. Есть депутаты Рыбаковы – известные скандалисты, которые тоже мешают работе Клычкова. В этом отношении общество и экспертное сообщество должны послать сигнал этим региональным политическим акторам, что их действия носят деструктивный характер, а если они не остановятся сейчас, то вопросы могут быть решены организационно.

Что касается Владимирской области, то там пришел врио Александр Авдеев. Понятно, что проблем в регионе достаточно много из-за того управленческого хаоса, который был в регионе и после Светланы Орловой в 2013–2018 годах, и после Владимира Сипягина,. Региональное общество не консолидировано, остались разные представители финансово-политических кланов, которые мешают Авдееву работать. Причем делают они это публично в нынешних трудных условиях. Думаю, что и этим политическим акторам также должен быть послан месседж об их деструктивности и должно прозвучать предупреждение.

Таким образом, если подобные предупреждения будут звучать по поводу конфликтных деструкций в отмеченном ряде регионов, то они могут сработать эффективно и снизить накал противостояния. Ни России в целом, ни ее территориям не нужны сейчас конфликты, а нужна консолидация общества и власти и мобилизационная модель экономики, которая поможет нам решать экономические проблемы, созданные санкциями, и социальные проблемы. Для этого есть ресурсы и условия, но необходима стабильность в обществе.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: