Минвостокразвития разработало правила формирования Фонда развития Арктики — соответствующий проект постановления правительства опубликован на regulation.gov.ru. Основная часть бюджетных ассигнований будет выделена фонду за счет других средств — согласно проекту правил, их общая сумма будет составлять не менее 1 млрд руб. в год.

Безусловно, подобные строки в расходных частях бюджета или даже некие структурные образования, которые аккумулируются для реализации крупных инвестпроектов в таких геостратегически важных регионах, как Арктика, нужны. Это стало понятно из опыта функционирования аналогичного Фонда развития Дальнего Востока. Мы понимаем, что подобные решения должны быть и для Арктической зоны. Другой вопрос — сама форма подобной структуры или подобной строки в расходной части какого-либо бюджета. Здесь возникает много, с одной стороны, предложений и возможностей, с другой стороны, рисков и сомнений в правильности выбранной формы.

То, что предлагает сейчас Минвостокразвития, кажется вполне достойным обсуждения в силу хотя бы того, что с прошлого года федеральное правительство успешно применяет опыт списания задолженности по бюджетным кредитам за счет создания новой налогооблагаемой базы в регионах. Однако в ходе реализации уже стало понятно, что в силу разных причин относительно этого механизма имеются завышенные ожидания и вряд ли он может рассматриваться как полноценный во всех смыслах инструмент, решающий в данном случае проблему списания задолженности по бюджетным кредитам. В этой связи аналогичное формирование механизма насыщения фонда развития Арктики через разного рода отчисления по налогам, которые должны генерироваться с реализуемых инвестиционных проектов, выглядит вполне реалистичным и работоспособным. Но говорить о том, что он станет инструментом быстрого наполнения бюджета подобного фонда, наверное, нельзя. По крайней мере, опыта решения подобного рода задачи через такой инструмент пока не имеется.

В то же время мы понимаем, что в части создания фонда развития Арктики важно формирование и запуск самого механизма насыщения доходами данного фонда, поскольку в ходе функционирования данного механизма могут открыться и другие инструменты его наполнения. Напомню, например, что в середине 2010-х годов достаточно большие поступления в Фонд развития Дальнего Востока пришли из дополнительных доходов, полученных бюджетом Сахалинской области в результате поступлений по механизму соглашения о разделе продукции. Возможно, что и для фонда развития Арктики какие-то уникальные инструменты или уникальные случаи формирования значимой суммы могут появиться уже в ходе функционирования самого механизма.

Безусловно, если рассматривать Арктику как большую особую экономическую зону, где резиденты получают соответствующие налоговые льготы и освобождения, то нужно понимать: целый ряд доходов, которые в стандартных условиях могли бы послужить для реализации разного рода проектов, в данном случае носят ограниченный характер.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: