Дефицит бюджета у ХМАО бывает часто: ему остается только 10% от всех собранных налогов
Значительную часть российского бюджета формируют несколько регионов: ХМАО и ЯНАО, плюс большое значение имеют налоги Москвы. При этом бюджет того же Ханты-Мансийского автономного округа периодически бывает дефицитным. Но в существующей системе особых противоречий нет, поскольку главный налог – налог на добычу полезных ископаемых – полностью идет в федеральный бюджет. Как дальше планирует свои расходы федеральный бюджет, стоит спросить у Минфина. Ханты-Мансийскому округу остается только 10% от всех собранных на его территории налогов.
Дефицит у ХМАО бывает довольно регулярно, плохие года чередуются с хорошими. Серьезный дефицит в процентах от доходов был в 2012–2013 годах. Последующие два года оказались профицитными. Следующие два – 2016–2017-е – вновь дефицитные. Прекрасный профицит – 12% – у регионального бюджета появился в 2018 году, когда «Сургутнефтегаз» заплатил курсовую разницу. Он хранит свои деньги на валютных счетах – рубль упал, соответственно, образовался дополнительный доход от валютного счета. Проще говоря, они получили довольно большие дополнительные доходы, которые оказались в несколько раз выше прошлогодних.
На размер дефицита бюджета в разные годы влияют разные факторы, но ключевым всегда остается налог на прибыль, который во многом зависит от цен на нефть. Это основной налог регионального бюджета. Повышаются цены на нефть – растут поступления, снижаются цены, а за ними и поступления. Регион считается богатым, трансфертов там немного, поэтому жизнь заточена на налог на прибыль.
Механизм такого распределения налогов между бюджетами разного уровня возможен только до тех пор, пока продается нефть. Но он перестанет работать после перехода к низкоуглеродной экономике. У федерального бюджета два основных источника доходов – НДС (больше трети) и примерно столько же составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этом случае основные деньги платит нефтянка, а не газ, где НДПИ гораздо меньше. На это и живем.
В России есть регионы, которые на 70–87% живут на трансферты федерального бюджета, сформированные, по сути, за счет других регионов. Так живут Чечня, Ингушетия, Дагестан, Крым и Севастополь.