Основная проблема в том, что на Дальнем Востоке сокращается популяция. Люди уезжают. При этом регион находится рядом с интенсивно развивающейся Юго-Восточной Азией. То есть местоположение удачное, а возможностей его реализовать крайне мало. Основные задачи, которые федеральный центр ставит перед регионом, – это создание рабочих мест, точек привязки, развитие социальной инфраструктуры, повышение покупательной способности и так далее.

Понятно, что очень многое будет зависеть от экономической и эпидемиологической составляющих. Дальний Восток очень пострадал в результате закрытия границ. Здесь, в отличие от других регионов, речь шла не просто о сокращении турпотока, а об экспортно-импортных отношениях. Это направление нужно как раз развивать со странами Юго-Восточной Азии. То, что программу долго согласовывали, было связано с эпидемиологической составляющей. В Китае ситуация более-менее стабильная, в отличие от Европы и США. Это серьезный сигнал для того, чтобы сформировать какую-то единую позицию.

Что касается задач, которые представлены в Национальной программе развития Дальнего Востока, то они достаточно амбициозные, хотя создание такого большого количества рабочих мест для многомиллионного субъекта – это, конечно, важно. При этом нельзя утратить имеющиеся рабочие места, потому что происходит сокращение производства, что сказывается на занятости. Особенно это касается машиностроения, металлургии, сырьевой сферы. Здесь многое зависит от кадров и людей. Важно сохранить баланс рабочих мест и нарастить его число.

Второй важный для развития Дальнего Востока момент связан с субсидированием перевозок. Это направление необходимо поддержать. Чтобы добраться до Дальнего Востока или уехать оттуда, нужны немалые средства. Авиаперелеты очень дорогие. Железнодорожное или морское сообщение – это очень затратно по времени (неделя уйдет).

Третий важный момент – это в целом развитие инфраструктуры. Речь идет о транспортной инфраструктуре, дорожном и железнодорожном строительстве. Дальний Восток – это «полигон», который связан с экспортом в Китай. То же касается и портовой инфраструктуры.

Четвертое – создание качественной городской среды. Изношенность объектов ЖКХ там превышает 80%. Это не только жилые дома, но и котельные, теплосети и водопровод. Естественно, немаловажен вопрос инвестиций, их привлечения. Без дополнительных льгот для бизнеса, упрощения процедур регистрации компаний, сокращения административного давления сделать это будет крайне сложно. На прохождение растаможки, к примеру, на Дальнем Востоке требуется большое количество времени, а это увеличивает сроки прохождения грузов. Это дополнительные издержки. Снижение административных барьеров – очень важный фактор для развития Дальнего Востока.

Многое будет зависеть от региональных программ развития, которые будут приниматься. Внебюджетные источники составляют значительную долю в новой программе, и без серьезных производственных проектов, без участия сырьевых компаний реализовать эти планы будет крайне сложно. Помимо бюджетных инвестиций, важно софинансирование из самих регионов. А пандемия коронавируса и ликвидация ее последствий сильно сдерживают региональную экономику. С этой точки зрения очень важно понимать, что происходит в самих региональных бюджетах. Если они будут правильно спланированы и реализованы, если федеральный центр своевременно подставит финансовое плечо, что он сейчас и пытается делать, то реализация программы вполне вероятна.

Опять же, многое будет зависеть от эпидемии. Если ситуация улучшится, соответственно, стабилизируется спрос, – это одно. Если она будет развиваться в обратном направлении, то будут проблемы. Многое будет зависеть от потребления. Смысл запускать проекты на миллиарды долларов, если нет спроса или если он будет медленно восстанавливаться?

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: