ЧП в московской школе: сейчас учат, но перестали воспитывать
В элитной московской школе № 67 произошла массовая драка учеников третьего класса А, сообщает РБК. Как заявил источник в ГУ МВД по Москве, инцидент произошел 26 февраля, двух учениц 2009 года рождения и одну 2010 года рождения доставили в детскую городскую больницу. Медики зафиксировали у детей закрытые травмы живота, черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Сейчас угрозы их жизни и здоровью нет.
Директор школы № 67 Андрей Козлов подтвердил информацию об инциденте. «Причина – неприязненное отношение друг к другу. Все произошло на перемене после четвертого урока», – пояснил он. Полицейские ОМВД по району Дорогомилово устанавливают причины произошедшего. Изучает обстоятельства потасовки и комиссия по делам несовершеннолетних.
Удивлен произошедшим, я немного знаком с данной школой, там воспитательная и учебная работа педагогов всегда была на хорошем уровне.
За последние десятилетия было решено, что процессом воспитания и формирования личности должна заниматься в большей степени семья, а не школа. К этому стали приучать педагогов, обозначая их главной задачей наполнение головы ребенка знаниями, умениями и навыками. Воспитание же стало более второстепенным – этим должна заниматься семья. Естественно, что школьная микросреда ушла из поля зрения педагогов, поэтому микроконфликты стали достаточно частыми. Там, где учителя перестали уделять этому должное внимание, могли начаться такие конфликты, которые местами перерастают в серьезные стычки. Поэтому я, как опытный педагог, имеющий серьезный опыт в этом направлении, не вижу ничего особенного в произошедшем.
Мы (специалисты, которые наблюдают за происходящим в сегодняшней системе образования) давно предполагали, что рано или поздно придем к тому, что в системе школьного распорядка и внутренней жизни начнутся такие конфликты. Там, где дети не объединены в коллектив и какое-то дружное сообщество, не имеют общей деятельности и задач, единого целеполагания, начинаются конфликты, ссоры, потасовки и выяснение отношений, которые могут повлечь серьезные последствия – вплоть до поножовщины. Каких бы мы охранников ни посадили на входе в школу, всегда найдут возможность пронести запрещенный предмет, даже оружие, обманут любой досмотр на входе. И если дело дойдет до конфликта, они могут этим воспользоваться.
С детьми просто нужно серьезно заниматься воспитательной работой в школе. Учитель должен быть в первую очередь педагогом-воспитателем, а только во вторую очередь хорошим предметником, дающим какие-то знания. Это моя позиция как педагога.
Произошло серьезное смещение направленности работы школ с позиции воспитательного учреждения в сторону чисто образовательного, в обязанность которого входит обучить ребенка навыками и умениями, дать знания, а вопросы воспитательного характера оттеснены на второй план. Раньше в школах действовали воспитательные структуры: октябрятские звездочки, пионерские отряды, комсомольская организация. Сейчас часто говорят, что они плохо работали, формально. Так или иначе, но это имело воспитательное значение. Советские организации мы уничтожили, а взамен ничего не предложили, и ребенок остался ни с чем в воспитательном вакууме. Там и началась вот эта суматоха в головах и умах ребятишек, а главное, в сердце.
С душевным вакуумом остались наши дети, заполнить его пока нечем. Никто не занимается этим вопросом в школах. Если попадается хороший педагогический коллектив, где нормально организуется какая-то воспитательная работа, заполняют детскую деятельность чем-то интересным и полезным, сплачивают его, то все хорошо. А если нет, то все и идет наперекосяк, там уже начинаются разборки, никто не понимает, что происходит. Вроде бы учитель хороший, предмет знает, а понять не может, что в классе происходит. Каждый ученик живет своей жизнью, каждый ребенок сам по себе, они выходят из класса и начинают выяснять отношения.