Число регионов-доноров и субъектов с бездефицитным бюджетом резко сократится


Агентство S&P Global Ratings сделало вывод, что пандемия и обвал цен на нефть приведут к самым высоким показателям дефицита бюджетов регионов с 2000 года. Это действительно так. Проанализировав ситуацию в апреле, мы видим достаточно существенное сокращение налоговых поступлений и в федеральный бюджет, и в региональные бюджеты. Например, по налогу на доходы физических лиц сокращение произошло на 14 %. Пока восполнение этого падения по срокам прогнозировать очень трудно. Снижаются доходы, НДФЛ платится вместе с заработной платой, порядка 36 % предприятий в стране стоят, естественно, с доходной базой региональных бюджетов все очень напряженно.

В целом прогнозы дефицита небесспорные, тем не менее очень неоптимистичные. Мои коллеги из Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара считали дефицит бюджета федеральной и региональных администраций вместе. Получается очень серьезная картина. В зависимости от сценария развития событий, то есть от сроков восстановления экономической активности и выхода из карантинных мер, этот показатель может оказаться в интервале от около 7 до больше 11 %. Это означает, что достаточно серьезная часть придется и на дефициты региональных бюджетов. Есть и другие оценки – довольно скромные, но тоже неоптимистичные: консолидированный баланс региональных бюджетов может быть сведен с дефицитом более 1 трлн рублей. Ситуация абсолютно не благостная, и оценки, которые сегодня делаются, говорят о том, что ситуация резко ухудшится, но вот насколько она станет хуже и как это будет происходить, мы предположить не можем. Даже для дефицита федерального бюджета оценки достаточно сильно различаются – в базовом прогнозе Центрального банка России это от 5 до 6 % ВВП по этому году, а Минфин ориентируется на 4 %. Но мне кажется, что Минфин довольно оптимистично воспринимает будущую ситуацию, потому как сдержанно относится к плану увеличения антикризисной господдержки. Если она будет увеличиваться, как должна была бы сделать это по ситуации, тогда мы получим больший дефицит, чем 4 %, естественно, на региональных бюджетах это тоже отразится.

Правда, есть еще момент: в рамках антикризисных пакетов регионы получат дополнительно 200 млрд рублей – это сверх тех трансфертов, которые заложены в действующем бюджете. И готовится второй пакет перераспределения государственных расходов – это порядка 700 млрд рублей, какая-то часть из них будет распределена по региональным бюджетам. Кроме того, есть разного рода регулятивные послабления – разрешение в этом году не платить процент по бюджетным кредитам, предоставленным Минфином, ряд других возможностей, которые регионы могут использовать с точки зрения неувеличения дефицита, но это пока достаточно скромные меры.

Тем не менее прогноз – общий дефицит региональных бюджетов превысит 1 трлн рублей и источников для его покрытия только у самих регионов не будет, поэтому придется помогать Федерации. С этим числом придется как-то жить этот год, оно перейдет на следующий, а потом будем смотреть, что делать дальше. Пока все прогнозы носят очень условный характер, насколько ухудшится стабильность региональных финансов и как это будет происходить, более или менее точно можно будет сказать к концу первого полугодия, концу июня – началу июля, когда мы поймем, начнется ли в июне восстановление экономики после двух месяцев карантина и какими темпами это будет происходить. Тогда можно будет понять примерную картину того, как будет складываться формирование доходной базы бюджетов регионов во второй половине года.

Все регионы находятся в зоне риска, потому что траты на карантин уже существенно сказываются. Естественно, будет сокращаться число регионов-доноров и тех, у кого бездефицитный бюджет. В зоне риска находятся в том числе и основные ресурсодобывающие регионы, в силу того что у них падают поступления от нефтегазовых компаний. В этом смысле пострадавшими окажутся все субъекты Федерации, просто кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени. Пока очень трудно что-то прогнозировать, так как есть слабопредсказуемые параметры. Среди них – сроки окончания пиков эпидемии и начало выхода из карантинных мер субъектов Федерации. Это в первую очередь зона ответственности глав администраций, им принимать решение в зависимости от того, какая ситуация складывается в регионе. Например, Псковская область и отчасти Ленинградская собираются полностью отменять карантинные меры, возможно, это случится до конца мая, так как ситуация относительно благоприятная. Но в том же Дагестане ситуация становится сверхкритической. Этот фактор труднопрогнозируем, а без него нельзя прикинуть, какие будут расходы, доходные базы и так далее. В течение пяти-шести недель картина станет более или менее ясной.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: