Четыре причины, почему действующая система МСУ в Самаре полностью оправданна


На заседании комитета по местному самоуправлению (МСУ) губернской думы Самарской области парламентарии признали, что деятельность районных советов депутатов неэффективна, а большинство вопросов по-прежнему находится в ведении городской думы Самары.

Действующая модель МСУ была введена в Самаре в 2015 году. Она предусматривает внутригородское деление по районам и создание института районных представителей, работающих на общественных началах. Инициатором реформы муниципального самоуправления был экс-губернатор Николай Меркушкин.

Надежды тех, кто данную реформу затевал, полностью оправданны. Более того, действующий региональный политический режим, который позиционируется как полная противоположность режиму Меркушкина, тоже вряд ли имеет повод для недовольства.

Для региональной власти система райсоветов и выбор из их состава городских депутатов очень удобны.

Во-первых, интерес к выборам в райсоветы крайне невысок, что демонстрирует микроскопическая явка как на выборы в 2015 году, так и на прошедшие 8 сентября довыборы. Это позволяет почти без труда корректировать результат голосования на участковых и территориальных избирательных комиссиях, наделяя мандатом любого нужного кандидата. Исключения бывают, но они редки. Итог: состав райсоветов предсказуем задолго до дня голосования и почти все депутаты лояльны властям.

Во-вторых, отсутствие прямых выборов депутатов гордумы и избрание их из числа мундепов практически исключает возможность прохождения неудобных власти парламентариев. Самарская городская дума стала послушной и удобной. Споры с чиновниками могут быть только в декоративном и развлекательном ключе для потехи публики. Но даже их нет.

В-третьих, сотни мундепов вместе с системой старших по микрорайонам – это фактически бесплатные агитаторы за кандидатов от власти. Они небесплатны для бюджета, но ничего не стоят партии власти и кандидатам, в чью пользу они работают. Собственно, это была одна из технологических целей реформы МСУ, затеянной экс-губернатором Николаем Меркушкиным. И эта система на руку любому администратору.

В-четвертых, одной из целей Меркушкина было создание «пояса лояльности» региональному политическому режиму. Сотни мундепов-«агитаторов» все же имеют мандаты депутатов. Они не наделены реальной властью, но наделены символическим капиталом, ощущением принадлежности к касте избранных. Сейчас они лояльны любому главе региона. Упразднив эту ораву никому не известных депутатов, есть риск вместо «пояса лояльности» по всему городу получить недовольных активистов, лишенных мандата. Можно процитировать Владимира Высоцкого: «Толку с него было как с козла молока, но и вреда, правда, тоже никакого». Как будто про самарских муниципальных депутатов, не правда ли?

Недовольными могут быть жители Самары, лишенные реального общественного института представительства, а также оппозиция, которая обязана замечать недостатки в действиях власти.

Самарцы пока не объединяются на абстрактных политических темах. Выйти, как в Москве, из-за отказа в регистрации независимым кандидатам некому и не за кем. Протестовать против непонятной реформы и бессмысленных мундепов – это пока слишком сложно.

Сегодня, как мы видим, недовольство выражает в первую очередь лидер региональной оппозиции – депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев, являющийся председателем комитета по МСУ. Как опытный и грамотный политик, он понимает, что райсоветы не приносят городу никакой пользы. Он прав, но решение все же принимает глава региона, а взвешивается не только и не столько польза для города, сколько политическая эффективность решения. Для власти откат назад не несет очевидных выгод.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: