Бизнес в кризис: почему коммерсанты бегут из регионов
В России нет комфортных условий для бизнеса. В России есть чуть лучшие условия и чуть худшие условия в рамках некомфортного режима деятельности для бизнеса. Вот эти «чуть» и есть разница, так называемая «региональная составляющая».
В каких-то регионах есть льготы по налогу на прибыль предприятий для вновь регистрируемых предприятий, есть понижающие ставки по другим региональным налогам, есть понимание некоторых региональных властей как надо завлекать и чем удерживать инвесторов. И это не всегда величина налогов. Вернее сказать, не только величина налогов. Это и состояние инфраструктуры, это наличие удобных дорог и подъездов, возможности подключения к сетям, реальное отношение местных властей к новым резидентам.
В целом в России к ним, конечно, плохое отношение. Однако есть региональные администрации, которые понимают ценность и важность новых предприятий. Например, это Татарстан, Калужская область, Калининградская область. Однако таких примеров – единицы. Основная часть региональных администраций рассматривают новых резидентов как дополнительную кормушку, с которой можно еще что-то поиметь себе лично в карман, ничего взамен не предлагая. Вот и бегут бизнесмены с регистрацией туда, где у них по идее должно быть меньше проблем – меньше согласований с различными инстанциями, меньше различных проверок и придирок чиновников, меньше налогов и больше уважения со стороны региональных и местных властей.
Все это называется «благоприятный инвестиционный климат». Но в России его нет, и в ближайшем будущем не будет. Есть только «плохой» и «очень плохой». Так вот бизнесменам сейчас даже просто «плохой инвестиционный климат» как-то больше по душе, чем «очень плохой». А раз так, побеги с места постоянной дислокации в места формальной регистрации будут и дальше. И изменить такое поведение может только реальное, а не мнимое улучшение отношения региональных властей к малому и среднему бизнесу – его нужно рассматривать не как дойную корову, а как желание сделать своей регион, свой город лучше, краше, привлекательнее, комфортнее. Совместными усилиями – власти и бизнеса.
Ведь средний и малый бизнес начинает процветать и давать отдачу только там, где к нему относятся с уважением и пониманием.