Без разъяснительной работы жители Красноярского края будут негативно воспринимать реформу МСУ
Красноярский край переходит на одноуровневую систему местного самоуправления. Законопроект, который внес в региональный парламент губернатор Михаил Котюков, был принят в первом чтении на заседании 24 апреля. Сейчас в крае существует 472 муниципальных образования, а в результате реализации реформы останется 39. В то же время, по данным СМИ, в ряде районов готовят петиции против объединения муниципалитетов.
У муниципальной реформы есть как ряд преимуществ, так и ряд серьезных недостатков. К плюсам можно отнести экономию бюджетных ресурсов за счет сокращения административных издержек и оптимизации управленческих процессов, усиление вертикали, уменьшение дублирующих функций, а также усиление контроля над расходованием средств и распределением полномочий. Однако есть и обратная сторона медали, особенно с учетом размеров Красноярского края и специфики территорий.
Во-первых, это высокие риски потери прямой коммуникации между жителями и властью на местах, а также потери локальной идентичности и инициативного участия людей в жизни территорий. Жителям небольших поселений важно иметь возможность выражать свою позицию относительно местных проблем и активно влиять на жизнь территории, где они живут. Отсутствие своих представителей во власти может привести к снижению интереса людей к участию в жизни территорий.
Во-вторых, есть потенциальная проблема ухудшения коммуникации и доступности услуг для людей, живущих в отдаленных населенных пунктах. Если администрация внезапно окажется за 100–150 км, вряд ли это прибавит удобства и комфорта. Людям элементарно придется тратить больше времени и денег на решение своих проблем, что легко может конвертироваться в недовольство.
Третий риск – ограничение контроля на местах с учетом огромной территории региона. Централизация управлениях в масштабах Красноярского края может ослабить внимание к отдельным территориям. Большой вопрос, насколько власти на уровне округа смогут оперативно реагировать на проблемы маленьких поселков и деревень.
Четвертое – это кадровые вопросы. Сокращение числа администраций приведет к уменьшению количества работников муниципалитетов, что создаст недовольство среди сотрудников местных администраций. Квалифицированные кадры могут и вовсе покинуть территорию, тем самым лишив малые населенные пункты опытных специалистов.
В любом случае проведение такой масштабной реформы требует изучения общественного мнения, тщательной подготовки и организации широкой информационной кампании на местном уровне. Это критически важно, потому что люди должны понимать суть изменений: что они дают, с какими неудобствами придется столкнуться, как будет проходить переходный период, а главное – ради чего все это, то есть цели реформы и ее плюсы для жителей.
Иначе, без разъяснительной работы и четкого представления, население будет воспринимать перемены негативно, тревожиться из-за неопределенности, переживать, что качество жизни ухудшится. Комплексная работа, включая широкую эшелонированную кампанию, поможет снизить эти риски, а также риски потенциальных конфликтов, способствуя успешному переходу на новую модель управления. Однако, судя по сигналам с территорий, такая работа проведена не была.