Без разъяснительной работы жители Красноярского края будут негативно воспринимать реформу МСУ


Крас­но­яр­ский край пе­ре­хо­дит на од­но­уров­не­вую си­сте­му мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. За­ко­но­про­ект, который внес в ре­ги­о­наль­ный пар­ла­мент гу­бер­на­тор Ми­ха­ил Ко­тю­ков, был принят в первом чтении на заседании 24 апреля. Сей­час в крае су­ще­ству­ет 472 му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ния, а в ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции ре­фор­мы оста­нет­ся 39. В то же время, по данным СМИ, в ряде районов готовят петиции против объединения муниципалитетов.

У муниципальной реформы есть как ряд преимуществ, так и ряд серьезных недостатков. К плюсам можно отнести экономию бюджетных ресурсов за счет сокращения административных издержек и оптимизации управленческих процессов, усиление вертикали, уменьшение дублирующих функций, а также усиление контроля над расходованием средств и распределением полномочий. Однако есть и обратная сторона медали, особенно с учетом размеров Красноярского края и специфики территорий.

Во-первых, это высокие риски потери прямой коммуникации между жителями и властью на местах, а также потери локальной идентичности и инициативного участия людей в жизни территорий. Жителям небольших поселений важно иметь возможность выражать свою позицию относительно местных проблем и активно влиять на жизнь территории, где они живут. Отсутствие своих представителей во власти может привести к снижению интереса людей к участию в жизни территорий.

Во-вторых, есть потенциальная проблема ухудшения коммуникации и доступности услуг для людей, живущих в отдаленных населенных пунктах. Если администрация внезапно окажется за 100–150 км, вряд ли это прибавит удобства и комфорта. Людям элементарно придется тратить больше времени и денег на решение своих проблем, что легко может конвертироваться в недовольство.

Третий риск – ограничение контроля на местах с учетом огромной территории региона. Централизация управлениях в масштабах Красноярского края может ослабить внимание к отдельным территориям. Большой вопрос, насколько власти на уровне округа смогут оперативно реагировать на проблемы маленьких поселков и деревень.

Четвертое – это кадровые вопросы. Сокращение числа администраций приведет к уменьшению количества работников муниципалитетов, что создаст недовольство среди сотрудников местных администраций. Квалифицированные кадры могут и вовсе покинуть территорию, тем самым лишив малые населенные пункты опытных специалистов.

В любом случае проведение такой масштабной реформы требует изучения общественного мнения, тщательной подготовки и организации широкой информационной кампании на местном уровне. Это критически важно, потому что люди должны понимать суть изменений: что они дают, с какими неудобствами придется столкнуться, как будет проходить переходный период, а главное – ради чего все это, то есть цели реформы и ее плюсы для жителей.

Иначе, без разъяснительной работы и четкого представления, население будет воспринимать перемены негативно, тревожиться из-за неопределенности, переживать, что качество жизни ухудшится. Комплексная работа, включая широкую эшелонированную кампанию, поможет снизить эти риски, а также риски потенциальных конфликтов, способствуя успешному переходу на новую модель управления. Однако, судя по сигналам с территорий, такая работа проведена не была.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: