Бедность и износ: какие системные проблемы привели к трагедии в Забайкалье


Губернатор Забайкальского края Александр Осипов объявил в регионе траур 2 декабря из-за ДТП с автобусом в Сретенском районе, пишет kommersant.ru. В день траура на всей территории региона приспустили российские флаги и флаги Забайкальского края, а также отменили развлекательные передачи и мероприятия. Напомним, автобус, следовавший по маршруту Чита – Сретенск, упал с моста на лед и перевернулся. В ДТП погибли 19 человек, еще не менее 19 пострадали. По предварительным данным, причиной ЧП могло стать лопнувшее колесо автобуса.

Одной из основных проблем, которые приводят к таким трагедиям, как в Забайкальском крае, являются незначительные затраты на ремонт общественного транспорта. Междугородный автобус у нас работает по принципу «пока едет, пусть едет». Это даже не конкретная вина какого-то хозяйства (хотя она, возможно, тоже есть, безусловно), а система: общественный транспорт у нас работает на износ.

Наше счастье, что таких трагедий не стало больше. Ведь мы же знаем, что такое Забайкальский край, а лично я там жил какое-то время: бедность огромная, промышленности в столице региона практически нет, рабочих мест мало и, думаю, междугородный пассажирский транспорт соответствующий. Конечно, колесо может лопнуть и новое – всегда есть вероятность трагической случайности. Но если говорить о системных проблемах, то вряд ли в случае с трагедией в Забайкалье были самые новые автобус и колеса и самый высококлассный шофер.

Пассажирские перевозки нужно жестко контролировать, причем, на мой взгляд, с федерального уровня. Потому что регион всегда скажет: «У меня нет денег – я контролировать не могу, потому что все автобусы поставить на стоянку не получится». Значительная часть бюджета у нас находится на федеральном уровне. Во-вторых, нужно больше платить водителям, техникам, больше тратить на запчасти. Но второго без первого не будет, потому что, если просто передать деньги транспортным предприятиям, они уйдут в их прибыль, а автобусы останутся изношенными. Поэтому расходование финансов должен контролировать федеральный центр.

Я понимаю, что сейчас, как всегда у нас бывает после трагедии, начнется всплеск «контрольной лихорадки». Но вскоре она закончится – и что дальше? Опять великий русский авось, помноженный на бедность? Понятно, что скажут транспортные предприятия: «Давайте повысим тариф: пусть люди больше платят за свою безопасность!» Но ведь не факт, что повышение тарифа приведет к повышению безопасности. Поэтому нужно систематизировать контроль и ответственность, к примеру, создать условия, при которых в случае аварии транспортные предприятия будут платить серьезный штраф. То есть транспортные предприятия, в том числе частные, должны быть заинтересованы в том, чтобы их автобусы были нормальными.

Send with Telegram
bookmark icon