Вла­сти Чеч­ни пла­ни­ру­ют со­здать ав­то­мо­биль­ный кла­стер на базе за­во­да «Че­че­нав­то». Там со­би­ра­ют­ся про­из­во­дить 16 тыс. ав­то­мо­би­лей в год. А в го­ро­де Эн­гель­се Са­ра­тов­ской об­ла­сти на­ла­дят про­из­вод­ство элек­тро­мо­би­лей. До кон­ца 2023 года пла­ни­ру­ют вы­пу­стить до 2 тыс. ма­шин спе­ци­аль­но для так­си и кар­ше­рин­га.

Ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние – весь­ма спе­ци­фи­че­ская от­расль. Она тре­бу­ет, с од­ной сто­ро­ны, на­ли­чия кри­ти­че­ской мас­сы ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров. На­при­мер, ко­гда ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние за­рож­да­лось в Ка­луж­ской об­ла­сти, вы­яс­ни­лось, что кри­ти­че­ско­го ко­ли­че­ства ин­же­нер­ных спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти не хва­та­ет, они ми­гри­ро­ва­ли туда с дру­гих тер­ри­то­рий. С дру­гой сто­ро­ны, ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние – от­расль, тре­бу­ю­щая зна­чи­тель­ных ин­ве­сти­ций в про­из­вод­ство. Со­здать его с нуля – дело слож­ное. Го­раз­до луч­ше либо пе­ре­не­сти уже су­ще­ству­ю­щие пред­при­я­тия, либо ре­ани­ми­ро­вать и пе­ре­про­фи­ли­ро­вать ка­кое-то име­ю­ще­е­ся пред­при­я­тие сход­но­го стро­е­ния.

В Са­ра­тов­ской об­ла­сти, где тра­ди­ци­он­но были раз­ви­ты раз­ные от­рас­ли ма­ши­но­стро­е­ния, фор­ми­ро­ва­ние но­во­го ав­то­мо­биль­но­го про­из­вод­ства тео­ре­ти­че­ски воз­мож­но. Го­род Са­ра­тов с на­ли­чи­ем со­от­вет­ству­ю­щих спе­ци­а­ли­стов, ко­то­рые мо­гут быть при­вле­че­ны к это­му про­из­вод­ству, дает та­кие воз­мож­но­сти. А в Чечне и ра­нее су­ще­ство­вал ав­то­мо­биль­ный за­вод, про­сто в ны­неш­них усло­ви­ях его мож­но за­дей­ство­вать или пе­ре­про­фи­ли­ро­вать.

Но го­раз­до се­рьез­нее во­прос с при­о­ри­те­та­ми раз­ви­тия ав­то­мо­би­ле­стро­е­ния. При рез­ком па­де­нии спро­са и при еще боль­шем па­де­нии пред­ло­же­ния в свя­зи с ухо­дом ино­стран­ных ком­па­ний и оста­нов­кой про­из­вод­ства пер­спек­ти­вы этой от­рас­ли сей­час – дело до­ста­точ­но слож­ное. Воз­мож­но, го­раз­до эф­фек­тив­нее ис­кать но­вых ин­ве­сто­ров, ко­то­рые ре­ани­ми­ру­ют су­ще­ству­ю­щие про­филь­ные пред­при­я­тия. На­при­мер, тот же «Ав­то­тор» в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти. Мы это ви­дим на при­ме­ре «Моск­ви­ча», где тоже есть по­пыт­ка ре­ани­ми­ро­вать су­ще­ству­ю­щие цеха. По­это­му нуж­но как взве­ши­вать на уровне всей стра­ны, по­сколь­ку ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние – один из флаг­ма­нов про­мыш­лен­но­сти, де­ла­ю­щий зна­чи­мый вклад в эко­но­ми­ку го­су­дар­ства, так и, с дру­гой сто­ро­ны, под­ни­мать ка­кие-то кон­крет­ные пред­при­я­тия, ко­то­рые мо­гут быть раз­ви­ты.

Си­ту­а­ция со спе­ци­фич­ным про­из­вод­ством элек­тро­мо­би­лей вы­зы­ва­ет во­про­сы не толь­ко в на­шей стране, но и в ми­ро­вой эко­но­ми­ке в це­лом. Ка­кой в ито­ге бу­дет ло­ка­ли­за­ция про­из­вод­ства элек­тро­мо­би­лей, пред­ска­зать слож­но. Бу­дет раз­ви­вать­ся сбор­ка элек­тро­мо­би­лей либо уже на су­ще­ству­ю­щих пред­при­я­ти­ях, либо на базе дру­гих про­из­водств и сек­то­ров. Я еще в про­шлом году слы­шал о пер­спек­ти­вах элек­тро­мо­би­лей в Ка­ли­нин­град­ской об­ла­сти и о воз­мож­но­сти рас­ши­ре­ния про­из­водств на «Ав­то­то­ре». Это дру­гой сце­на­рий, но он тоже име­ет ме­сто.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: