Агломерации могут стать драйверами экономического развития, но это сложная задача
Российский кабинет министров вернулся к вопросу агломерации городов-миллионников. Согласно общенациональному плану восстановления экономики, по которому в 15 регионах России будет проведена реформа, объединяющая близко расположенные крупные города, сообщает «Деловой портал».
В первую очередь я бы отметил, что агломерацию нельзя создать искусственным образом. Она либо формируется сама, либо нет, вне зависимости от решения правительства.
Агломерацией считаются населенные пункты, когда между ними практически стирается граница и когда площадь застроенных городских участков между ними в разы превышает незастроенную. Так, например, идея создать агломерацию на базе Челябинска, Екатеринбурга и Перми представляется мне довольно сложной задачей. В классическом варианте данные города не могут стать агломерацией, потому что их разделяет несколько сотен километров. Агломерация подразумевает достаточно свободный приток рабочей силы из одного города в другой, и одним из признаков агломерации является то, что от 10 до 20% людей проживают в одном муниципалитете агломерации, а работают в другом, как, например, в Москве и Московской области. В данном случае правильнее будет говорить не об агломерации, а об укреплении межрегионального сотрудничества и о выстраивании инфраструктуры.
Тем не менее для развития агломераций дополнительные управленческие решения на уровне правительства действительно необходимы. На территории России есть Московская, Нижегородская, Екатеринбургская и другие агломерации, но если в непосредственной близости к крупному городу отсутствуют другие большие населенные пункты, то агломерации не будет. Чтобы ускорить процесс создания агломераций, необходимо обеспечить рост населения на конкретной территории, в том числе за счет строительства жилья и предприятий. Также необходимо решить проблему отсутствия межрегиональной инфраструктуры, чтобы обеспечить более эффективное использование потенциала разных регионов.
Кроме того, есть моменты, которые препятствуют развитию уже существующих агломераций. Так, необходимо преодолеть определенные разногласия внутри самих агломераций, связанные с тем, что они состоят из разных муниципалитетов. У каждого из них свой бюджет, и в случае необходимости прокладывания дороги из одного муниципального образования в другое возникает вопрос, за чей счет будет осуществляться строительство.
Если данные вопросы будут решены на законодательном уровне, то такие агломерации будут развиваться гораздо эффективнее и станут драйверами экономического развития. Однако это очень сложная задача, учитывая разные интересы входящих в агломерацию субъектов. В таком случае необходимо создание единого органа управления – каких-то надмуниципальных управленческих структур, которые будут координировать инфраструктурное развитие внутри агломераций. Создание подобного механизма для поиска компромисса между интересами муниципалитетов и агломерации будет способствовать более эффективному развитию и росту этих агломераций. Жизнь там будет гораздо привлекательнее с точки зрения работы, социальной инфраструктуры и пространственного развития.