А мост продолжает дорожать: почему Якутия может потерять стратегический проект
Стоимость строительства моста через Лену в Якутии может вырасти вдвое – до 176 млрд рублей. Проект с такими параметрами на госэкспертизу направили региональные власти. Но федеральный центр настаивает на поиске более дешевых вариантов, сообщает РБК.
В Якутии история со «слишком дорогим» мостом через Лену превратилась в какое-то дурное дежавю. Ведь мы наблюдаем эту ситуацию уже раз третий, если не четвертый.
Сам мост был обещан лично Владимиром Путиным после визита в Якутск в январе 2006 года. В ходе этого визита был согласован процесс продажи акций якутских предприятий «Якутуголь» и «Эльгауголь» с финансированием за счет вырученных средств строительства железной дороги до Якутска, включая изыскание возможности «строительства совмещенного железнодорожного моста через Лену». Решение было зафиксировано в поручениях президента РФ, вышедших в начале февраля. Цена вопроса позже оценивалась министром экономики Германом Грефом в 16–17 млрд рублей. Таким образом, сегодня мост стоит в 10 раз дороже, чем планировалось.
В 2010 году, когда на руках уже был проект моста, который обходился только Якутии в 238 млн рублей, вырученных от продажи госпредприятий, внезапно впервые поднялась тема дороговизны – и появились гениальные инициативы о замене моста на тоннель под рекой, который может быть дешевле. Что примечательно, разговор о тоннельном варианте инициировала та же компания, что рассматривалась в качестве подрядной, – УСК «Мост». Пока дискутировали, стоимость моста росла – и достигла примерно 80 млрд рублей без учета подъездных путей.
В апреле 2011 года в Москве заявили, что стоимость проекта слишком высока. Через год это было повторено. «Росавтодор» мгновенно пересмотрел проект. Из него выбросили железнодорожный переход, по сути полностью обескровив экономическую составляющую, и оставили только автомобильную часть. В результате стоимость снизилась вдвое – до 39–40 млрд рублей. Обращаю внимание: совмещенного моста – автомобильно-железнодорожного!
Мост через Лену изначально рассматривался как часть железной дороги, окончанием которой должен был стать город Якутск (а в перспективе грезилось о продолжении строительства дороги аж до Берингова пролива), где в одно будут связаны железнодорожные, речные и авиаперевозки. В итоге дорога остановилась на другом берегу реки в поселке Нижний Бестях.
В марте 2014 года состоялся тендер, на котором право строить автомобильный мост выиграла компания «Транспортные концессии (Саха)» за 38,9 млрд рублей. Начать исполнять этот тендер не успели, потому что вмешался полпред президента по Дальнему Востоку Юрий Трутнев. Он посчитал, что проект вышел слишком дорогим, потому что до него было допущено очень мало участников: интерес проявляли около 200 компаний, а приняли участие в итоге три. А тем временем случилось вхождение в состав России Крыма и часть денег с крупных проектов, включая якутский мост и порт Тамань, просто сняли.
В декабре 2018 года президенту снова принесли проект моста. Он был только автомобильный и стоил практически столько же, сколько было в 2011-м, когда хотели строить совмещенный, – около 80 млрд рублей. Президент поставил визу «Ситуация дозрела до реализации», но никаких иных сопроводительных документов не подписал, отправив проект в правительство премьера Дмитрия Медведева… которое через несколько недель ушло в отставку.
В новом кабмине по сей день не определились ни с источниками финансирования, ни с финансовой моделью. Тем не менее власти Якутии, окрыленные одобрением президента РФ, поторопились заключить двустороннее концессионное соглашение с ООО «Восьмая концессионная компания» (структура группы компаний «ВИС», имеющая сильнейшее лобби в Якутии). В рамках этого ГЧП руководство Якутии, с одной стороны, прописало, что основное финансирование моста составит капитальный грант из федеральных средств в размере не менее 47,9 млрд рублей, а с другой – приняло на себя все обязательства по расходам частного партнера, понесенным в ходе работы над мостом, независимо от того, будет федеральное финансирование или нет.
Официально Восьмая концессионная компания ведет практические работы, подлежащие оплате, с февраля 2020 года. Все это время власти Якутии пытались согласовать финансовую модель с правительством РФ, но решительно не преуспели. В ведомстве Хуснуллина озвучивали то вариант «федеральная казна финансирует до 50% от стоимости», то вариант «30% – регион, 30% – частный партнер, 30% – бюджет РФ». Как результат, цифры нет по сей день. А мост продолжает дорожать. Сегодня объявлено, что его стоимость выросла и превысила 176 млрд рублей, что снова ставит реализацию проекта под вопрос, особенно с учетом ситуации в экономике страны и планируемых расходов на восстановление вновь включенных в состав России территорий.
Если в Якутии что и усвоили за эти 16 лет со дня первого обещания моста, то одну простую истину: разговоры об увеличении стоимости моста снова и снова служат удобным основанием для отказа от финансирования проекта в ближайшее время.