2023 год сулит еще больше вызовов для региональных бюджетов


Российские регионы традиционно отличаются друг от друга по самым разным социально-экономическим и бюджетным показателям, в том числе по динамике исполнения бюджета. Это зависит от разных факторов, прежде всего от той экономической базы, которая присутствует в регионе, и того самочувствия, с которым региональная экономика переживает финансовый год.

Ситуация с исполнением региональных бюджетов в 2022 году демонстрирует существенные тревожные ожидания, связанные с тем, что фактически с учетом высокой инфляции мы не наблюдаем роста доходов бюджетов. Начало финансового года было чересчур успешным для региональных бюджетов. Думаю, первый квартал 2022 года вообще войдет в финансовую историю российских регионов как наиболее успешный в новейшей истории бюджетной системы страны, поскольку начало финансового года отличалось невиданным ростом поступлений от налога на прибыль. Это связано и с постпандемийным развитием экономики, и с высокими как никогда ценами на целый ряд товаров, на которых специализируется региональная экономика (нефть, природный газ, металлы, минеральные удобрения, уголь и так далее), в связи с чем поступления по налогу на прибыль в начале финансового года были огромными. Падения по НДФЛ также не наблюдалось.

Но в последующие месяцы шло снижение темпов прироста налогов, в итоге 2022 год в целом по налогу на прибыль был завершен для регионов, скорее, с негативом. Поэтому говорить, что год был успешным, в данном случае нельзя. В то же время наблюдались опережающие темпы роста по НДФЛ. В результате всего этого собственные доходы региональных бюджетов выросли, однако темпы этого прироста были ниже прироста доходов, поступающих в федеральный бюджет.

Что касается межбюджетных трансфертов, которые являются другим значимым доходным источником региональных бюджетов, то их существенного роста в 2022 году не произошло. Фактически объем дотаций (нецелевых трансфертов, поступающих в региональные бюджеты из федерального) вырос незначительно. Увеличение произошло прежде всего за счет роста целевых межбюджетных субсидий, которые поступали из федерального бюджета в региональные по самым разным направлениям и зачастую отражали скорее инструменты ручного управления, а не следование общим утвержденным формализованным процедурам.

Если говорить про конкретные регионы и различия в их поведении, то понятно, что некоторые субъекты Федерации, специализирующиеся на отдельных производствах, смогли успешно использовать выгоды высоких цен на энергоносители и другие товары. Поэтому рост доходов в отдельных регионах был чрезмерно большим. Причем вызывает удивление попадание некоторых регионов в список тех, у кого наблюдалась высокая динамика. Например, Санкт-Петербург оказался в числе лидеров по динамике прироста доходов, а по объему бюджета вышел на почти мифическое значение – 1 трлн рублей. Это произошло во многом в силу того, что в городе сосредоточены штаб-квартиры ведущих энергетических компаний страны. Другие производства, которые также развиты в Санкт-Петербурге, тоже оказались в выигрыше в 2022 году. В число лидеров по динамике роста попала и Кемеровская область, которая специализируется на угольной промышленности и черной металлургии. Это произошло за счет избыточных доходов по линии добычи угля.

В аутсайдерах оказались сугубо металлургические регионы: Вологодская, Липецкая, Курская области, а также Челябинская область, в которой более диверсифицированная структура, но тоже во многом зависящая от черной металлургии. Их доходы не выросли так быстро, как увеличились доходы региональных бюджетов в целом, а также не выросли относительно уровня инфляции.

В целом в складывающейся ситуации нет ничего необычного. Анализ исполнения региональных бюджетов в 2022 году в очередной раз показывает разнородность российского экономического пространства, в том числе в части генерации налоговых и неналоговых поступлений на отдельных территориях. 2023 год сулит еще большие вызовы новой реальности именно по отношению к региональным бюджетам, где одним из основных налоговых доходов является поступление по налогу на прибыль организаций, которые, скорее всего, в силу санкций недружественных стран, ухода многих иностранных инвесторов с отечественного рынка и целого ряда других причин будут выглядеть весьма негативно в предстоящий финансовый год.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: