Оппозиции не хватает сильных кандидатов для борьбы в округах на выборах в ярославскую облдуму
В Ярославской области увеличилось количество одномандатных округов: было 25, стало 34, сократилось количество округов по партийным спискам: было тоже 25, стало 12. Соответственно, «Единая Россия» поставит наиболее сильных кандидатов в одномандатные округа, поэтому количество единороссов, которые реально могут попасть в областную думу, увеличивается, поскольку сокращается партийная квота. Таким образом, новая схема округов введена для того, чтобы сократить риски «Единой России» и повысить долю ее депутатов в облдуме. Сокращая количество мандатов по партийным спискам, ЕР, по сути, рубит вторые, третьи, четвертые номера в партийных списках.
По моему мнению, максимальное количество голосов, которое может получить оппозиция по партийным спискам и одномандатным округам, – это 10 мест из 46. Думаю, реально может быть и меньше – 6–7. И у ЕР в областной думе получится даже не простое большинство, а квалифицированное.
Заявка на сокращение партийных списков была сделана федеральным центром еще год назад. Ярославская область все-таки протестный регион – полностью убирать не стали, но оставили меньше 25%, в результате в области будет полное единообразие и согласие со всем, что транслирует федеральная власть.
Подготовительная работа партий пока, скорее, кулуарная, внешних проявлений еще не видно. Явно какие-то переговоры ведутся, договоренности будут, но внешне они пока незаметны. Есть определенные телодвижения со стороны «Справедливой России». Шакир Абдуллаев, который недавно вышел из регионального отделения КПРФ, ведет активные переговоры с СРЗП. Видимо, чуть позже его туда примут – и он постарается стать одномандатником как раз в Рыбинске, где у него сильные позиции. Может быть, еще пару-тройку кандидатов эсеры смогут перетянуть к себе, но потенциально это возможно только из КПРФ – больше неоткуда черпать ресурсы.
Я не вижу беды в том, что стало больше одномандатных округов. Если бы оппозиционные партии у нас были настоящими, а не мнимыми, они бы имели достаточно большую скамейку запасных, чтобы отправить своих кандидатов в одномандатные округа. Но скамейки запасных у них нет, кроме, может быть, «Справедливой России» и КПРФ. Это означает, что по большому счету власть права: если у вас нет сильных кандидатов, то нечего лезть. Раньше же были варианты, когда вообще не было партийных списков, но как-то избирались. Почему человек может избраться? Потому что он поддерживает активную связь с населением, отчитывается, прорабатывает программы, показывает свою дееспособность – и таким образом выигрывает выборы. В этом смысле партийные списки развратили партийных кандидатов – можно выехать на бренде, толком ничего не делая. Может, уже пришло время проявить какую-то активность и заняться работой в округах?