Спасение для дачников или угроза для озер: чем обернется законодательная инициатива главы Карелии?
Глава Карелии Артур Парфенчиков намерен добиваться сокращения водоохранной зоны в Карелии, несмотря на то, что профильный комитет Госдумы по экологии дал отрицательное заключение на законодательную инициативу региона. Парфенчиков заявляет, что из-за действующих федеральных норм многие жители республики могут лишиться своих огородов. Собеседники РК между тем напоминают, что речь идет о самой дорогой земле. Подробности – в сюжете.
Спор о берегах
На днях комитет Госдумы по экологии отклонил законодательную инициативу властей Карелии о сокращении водоохранной зоны с 200 до 50 метров.
«Не совсем загрязненные озера в Карелии. Потеряете их. Озера нужно оставить в покое», — отметили на заседании профильного комитета Госдумы.
Однако глава Карелии Артур Парфенчиков заявил, что будет и дальше добиваться внесения изменений в Водный кодекс РФ.
По его словам, из-за существующих федеральных норм многие жители региона рискуют лишиться своих огородов и дач.
«У нас тысячи земельных наделов в сотнях населенных пунктов попали в весьма сложную ситуацию правовую… Это исторические наши территории, которые столетиями разрабатывались. Люди там жили и живут до сих пор, сажают картошку и вносят удобрения. Это происходило столетиями. И есть много дачных кооперативов, которые появились вдоль рек и озер в советские времена. Там тоже люди не первое поколение занимаются земледелием. Поэтому, кто бы там что ни говорил, это вопрос очень важный для республики – и мы будем им заниматься», – сказал глава региона.
Отметим, что в соответствии с Водным кодексом РФ ширина прибрежной защитной полосы для обычных водоемов составляет 50 метров. Если озеро или река имеет особо ценное рыбохозяйственное значение, то охранная зона увеличивается до 200 метров. В Карелии все водоемы имеют такой статус. В водоохранной зоне запрещена любая сельскохозяйственная деятельность (распашка земли, выпас скота и так далее).
Дорогая земля
Председатель центрального совета Российской зеленой лиги Сергей Симак считает, что инициатива властей Карелии создает риски для манипуляций с самой «вкусной» и дорогой землей.
«Что касается аргумента про огороды, то напомню, что приватизация дач в СССР стала возможной только в конце 1980-х – начале 1990-х годов, а массовое коттеджное строительство развернулось в 1990-х. При этом было огромное количество самозахватов и злоупотреблений правом. В первую очередь захватываются, конечно, берега водоемов», – отметил Симак.
По его мнению, нельзя допускать сокращения водоохранной полосы в Карелии, поскольку это может пагубно сказаться на состоянии озер и рек.
«Водоохранные зоны установлены неслучайно. От того, что допускается делать в водоохранных зонах, зависит состояние водных объектов. Они достаточно чувствительны к тому, что делается на берегах. И если мы хотим сохранять объекты, водоохранные зоны сокращать ни в коем случае нельзя вне зависимости от того, какова площадь озер на территории региона», – подчеркнул Симак.
Иной точки зрения придерживается политтехнолог Юлия Милешкина. Она считает, что Парфенчиков, настаивая на изменениях к Водному кодексу, защищает интересы жителей республики.
«Артур Парфенчиков только переизбрался. Запросы жителей региона для него актуализированы как никогда. Кроме того, грядет президентская кампания в 2024 году, где ему предстоит показать высокий уровень поддержки президента РФ. Поэтому он бьется за интересы региона даже при отсутствии поддержки законодателей», – полагает Милешкина.
Вместе с тем нужно отметить, что новости о самовольных постройках в водоохраной зоне – не редкость для Карелии. При этом, как правило, именно рядовые граждане требуют защитить берега озер.