Переименование должности президента Татарстана: когда политически важно закрыть вопрос
Вопрос о переименовании должности президента Татарстана пока не включен в повестку последнего в этом году заседания Госсовета республики, хотя привести эту норму в соответствие с новым федеральным законом регион должен до конца 2022 года, сообщает «Коммерсантъ».
У ситуации с затягиванием переименования должности президента Республики Татарстан длинная предыстория. По большому счету это наследие полураспада российской государственности в 1990-е годы, которое привело к тому, что в ряде республик и даже регионов страны начались процессы суверенизации. Позже, в 2000-е годы, все это было остановлено. Все субъекты Федерации, где стоял такой вопрос с титулом первого лица региона, выполнили новые требования федерального законодательства, согласно которым в России может быть только один президент (что, в общем-то, логично).
Но Татарстан остается последним и единственным из тех, кто эти требования не выполнил. Это и понятно. Название первого лица – это очень ценный символ для татарстанских элит. Ситуация, которая возникает в результате нежелания приводить название первого лица в соответствие с федеральным законодательством, действительно ставит республику в особое положение. Похоже, что в субъекте избрали тактику такого затягивания данного вопроса.
Можно предположить, что сейчас активизируются негласные переговоры по этому вопросу между представителями федерального центра и властями Татарстана. Итогом переговоров вполне может стать отсрочка, но обе стороны понимают, что такая отсрочка не может быть бесконечной. Мне представляется и символически, и политически важным то, когда именно этот вопрос будет закрыт – будет ли он закрыт до 2024 года, когда в России должны состояться президентские выборы.
Думаю, если говорить об элитах Татарстана, здесь сталкиваются две тенденции. С одной стороны, тенденция на более глубокую и масштабную интеграцию в экономическую и политическую жизнь России как федеративного государства. С другой стороны, инерция, которая идет из 1990-х. Первый тренд сулит большие дивиденды для татарстанских элит. Второй же тренд ничего, кроме неопределенности и, возможно, каких-то негативных последствий, не несет. Однако, скорее всего, он связан с особенностями отдельных персоналий в руководстве республики.
Подытожу: можно предположить, что переговоры по этому вопросу активизируются, принципиально важным является момент, будет ли этот вопрос закрыт до 2024 года.