Бывший министр здравоохранения Иркутской области Яков Сандаков, занимавший пост до 30 декабря 2021 года, арестован на два месяца по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере и получении взятки. Предшественница Сандакова на посту главы регионального Минздрава Наталья Ледяева тоже является фигурантом уголовного дела о мошенничестве. С января 2021 года и по сей день Ледяева находится под домашним арестом. Собеседники РК отмечают, что в ведомстве уже год нет постоянного руководителя – скандалы и кадровые проблемы в министерстве негативно отражаются на работе системы здравоохранения в регионе. Подробности – в сюжете РК.
По следам предшественницы
Бывший министр Яков Сандаков был задержан следователями 16 ноября, а на следующий день суд принял решение заключить экс-чиновника под стражу на два месяца.
Сандакову предъявлено обвинение в мошенничестве, совершенном в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), и в получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
По версии следствия, в 2021 году должностные лица Минздрава Иркутской области, зная о предстоящей закупке для медучреждения оборудования, используя свои служебные полномочия, искусственно завысили начальную (максимальную) цену контракта.
«В дальнейшем коммерческая фирма выиграла аукцион и поставила в больницу оборудование по завышенной рыночной стоимости. Разница в стоимости перед и после закупа медицинского оборудования составила более 10 млн рублей. Денежными средствами подозреваемые распорядились по своему усмотрению, причинив ущерб бюджету Иркутской области», – говорится в сообщении СУ СК по Иркутской области.
Кроме того, следствие считает, что Сандаков получил взятку в размере 7 млн рублей за помощь в заключении госконтракта на поставку медоборудования между Минздравом и заинтересованной коммерческой организацией.
Всего по данным уголовным делам проходят семь фигурантов. В рамках расследования проведены обыски в подразделениях Минздрава, коммерческих организациях, жилищах подозреваемых, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Перми.
Яков Сандаков возглавлял иркутский Минздрав с ноября 2020-го по декабрь 2021 года. В октябре 2022 года ФАС возбудила в отношении него два административных дела из-за нарушений при торгах на поставку медицинских изделий для проведения исследований сердца и сосудов. А в ноябре стало известно, что суд запретил Сандакову 2,5 года занимать должности на госслужбе за необеспечение ребенка-инвалида лекарствами, сообщает ircity.ru.
Сандаков – второй глава Минздрава Иркусткой области, оказавшийся под следствием. Его предшественница на этом посту – Наталья Ледяева – является фигурантом уголовного дела о мошенничестве и сбыте фальсифицированных медицинских масок. С января 2021 года и по сей день Ледяева находится под домашним арестом.
Болезнь системы
После ухода Сандакова и. о. министра здравоохранения Иркутской области была Анна Данилова, которая через полгода уволилась. Затем и. о. главы ведомства стал Алексей Шелехов, который на сайте министерства указан как заместитель министра. Постоянного руководителя в региональный Минздрав губернатор Игорь Кобзев пока не назначил.
Скандалы и кадровая чехарда в министерстве негативно отражаются на работе системы здравоохранения в регионе, отмечает главный редактор газеты «Байкальские вести» Юрий Пронин.
«Это одно из самых болезненных направлений сейчас. Неслучайно у нас Комитет по здравоохранению и социальной защите в областном парламенте единственный среди всех комитетов Законодательного собрания в прошлом году и сейчас не поддержал проект бюджета, который инициировало правительство области. Тем не менее бюджет, конечно, принят. Но это тоже отражение не только депутатского недовольства, но и сложной ситуации в здравоохранении в целом», – сказал Пронин.
Политконсультант Владислав Шиндяев подтверждает: проблемы здравоохранения – одна из самых горячих тем в Иркутской области, а скандалы в системе управления отраслью только усугубляют ситуацию.
«В разные периоды времени возникали вопросы к различным руководителям ведомства относительно оснащения медучреждений оборудованием, лекарствами. Теперь же стоят вопросы структурного характера, непосредственно вопросы обеспечения кадровым потенциалом всех подразделений здравоохранения на местах. Особенно это касается отдаленных территорий», – указал Шиндяев.