Дефицит бюджета Ростова-на-Дону возник из-за интенсивного развития
Дефицит бюджета Ростова-на-Дону (в 1,9 млрд рублей) образовался по объективным причинам. Получилось так, что город запустил много инфраструктурных проектов до СВО, а потом пошло снижение. Очень много денег вкладывают в развитие: новые микрорайоны строятся на левом берегу Дона, город вышел на рекордные показатели по застройке. Левый берег не застраивался раньше из-за опасности затопления, но Министерство транспорта России запустило Богаевский гидроузел, который гарантирует, что затоплений не будет. Поэтому теперь стали развивать не только дальние микрорайоны, но и ближние. Готовится проект моста: у нас дамба на Ростовском море дала трещину, там сейчас тяжелые машины стараются не пускать. Есть проект моста, в который уже вложили деньги, он обеспечит выезд из города на трассу М-4.
Мы также строим новую дорогу в микрорайон Суворовский, город выкупает у жителей землю, чтобы построить новую транспортную артерию. Это городские траты, они необходимы. Данные проекты были запущены не в этом году, они долгосрочные, инфраструктурные, город их должен вести. Некоторые проекты пришлось приостановить, например по застройке территории старого аэропорта.
Но в условиях СВО для наших предприятий это стало тупиковым развитием. Например, большую долю вносил ростовский аэропорт, хаб. Он не работает сейчас, город не получает деньги. В этом году снизилась пропускная способность работы с Черноморским побережьем, в городе практически не работают туристические фирмы. Но мы рассчитываем, что пойдет оборонный заказ на наши крупные предприятия и нормализует ситуацию в городе. Но когда это получится? А траты идут сейчас.
Дефицит наши власти всегда покрывали заемными средствами. А сейчас еще рассчитывают, что оборонная промышленность пойдет. У нас есть гигантский комплекс «Росвертола», в условиях СВО он может заниматься не только производством, но и ремонтом техники. Есть проекты некоторых компаний, которые стоят. Раньше они были ориентированы на зарубежную технику, удастся ли запустить их на российской технике, не знает никто, но потребность в комбайнах всегда будет, потому что урожай в области убирать надо. Пока техника еще есть, но через некоторое время комбайны придется менять (американские, австрийские). Поэтому перспективы есть.