Мы видим понижение явки в Приморском крае (там муниципальные кампании). Выше явка и вообще интереснее развиваются события в Сахалинской области. Там есть вероятность, что могут пройти новые партии, например кандидаты от «Новых людей». Потому что в регионах есть запрос на новые партийные бренды, на обновление политической ситуации и хоть какой-то уже взгляд в будущее в нашей ситуации. Эти настроения играют в пользу «Новых людей». Там речь идет не о качественной программе, не о том, что будет сделано, – просто нужно обновление и люди на это реагируют. Поэтому будет интересно. Давайте дождемся результатов.

Я думаю, «Новые люди» возьмут мандат по спискам. Это будет новинка. Какую-то часть возьмут коммунисты. Большую, конечно, заберет «Единая Россия», потому что они более грамотно и   долговременно готовились к этой кампании, создавали условия, в том числе на законодательном уровне, работая с кандидатами, которые хотят избираться. Многим разрушили замыслы, лишив смысла участвовать в избирательной кампании. Там, где прогнозировались риски и угрозы для системных губернаторов, эта система приняла упреждающие меры. Это тактика крупных партий во всем мире. Поэтому никаких рисков сейчас нет. На основании чего? Это должна быть волна скандалов, всплеск явки. Сейчас таких событий, как в 2018 году в Якутске, Хабаровске, во Владивостоке, не получится.

Случайно победить вряд ли кто-то сможет. Регион должен быть «воспален». А сейчас у всех внимание приковано к СВО. Учитывая ситуацию последних трех – пяти дней, большинству вообще стало не до выборов. Выборы ушли на второй план. Когда страна находится в ситуации некоего внешнего политического процесса, люди традиционно сплачиваются вокруг существующего режима, чтобы как-то можно было это дело пережить.

Количество скандалов в этом сезоне минимальное по простой причине: весной ЦИК приняла решение исключить из состава избирательной комиссии такую единицу, как член комиссии с правом совещательного голоса. Обычно кандидат-самовыдвиженец либо партиец выдвигал на участок наблюдателя и члена комиссии с правом совещательного голоса. В итоге на участке было два человека. При этом наблюдателей старались не выдвигать, потому что их нужно регистрировать за 10 дней, а есть многие регионы России, где за 10 дней можно найти человека и объяснить ему, что не стоит активничать и качественно работать на участке в этот день. Поэтому все, кто хотел победить, делали ставку на члена с правом совещательного голоса в первую очередь. Этих людей сейчас нет, соответственно, фиксировать нарушения в комиссиях, где они возникают, просто некому. Поэтому и нарушений в этом сезоне, как и прогнозировалось, фактически нет – единичные случаи.

Отдельно хочется отметить ситуацию с дистанционным электронным голосованием. «Бумажные» участки в некоторых регионах закрылись, голоса считаются, а результаты ДЭГ еще не посчитаны. И насколько нам говорят специалисты, голосовать электронно можно до 24:00. Соответственно, кого мы не успели привести на участки, мобилизовать, того можно попытаться в оставшееся время склонить к дистанционному голосованию. Поэтому выборы стали более управляемыми государством, менее рискованными. Но с точки зрения легитимности в регионах есть большие вопросы. Падение уровня легитимности может привести к всплеску уличных протестов: люди будут голосовать ногами по улице. Такие ситуации уже были в нашей стране, с ними разбираются компетентные органы, потому что это выведено за поле избирательной кампании, но с точки зрения политики это звенья одной цепи. В целом ситуация сейчас такая, что все тихо и спокойно.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: