Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в августе 2022 года
1. Федеральная политика в отношении регионов
Ключевой проблемой региональной политики федерального центра в августе стала ликвидация природных пожаров. Создание профильной правительственной комиссии во главе с вице-премьером Дмитрием Григоренко, а также предложения по расширению возможностей МЧС (например, о передаче в ведение этого министерства Авиалесоохраны) не отменяют тренда на усиление ответственности губернаторов за решение подобных проблем и их выявление на ранней стадии. Еще в начале апреля 2022 года вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев акцентировал внимание на том, что «ответственность с этого года за подготовку к пожароопасному сезону лежит полностью на губернаторах». В 2023 году возможно как увеличение объемов федерального финансирования на борьбу с природными пожарами и паводками, так и ужесточение проверок подготовки регионов к работе с этой проблемой накануне сезона наибольшей пожароопасности (то есть еще зимой – в начале весны). Характерно, что мэр Москвы Сергея Собянин вновь был плотно задействован в выработке антикризисной политики в «пожарной» сфере (как это было в случае с вызовами периода пандемии и усиления внешнего санкционного давления).
В фокусе внимания Кремля — поддержка индустриальных регионов. Это отразилось в повестке совещаний под председательством Владимира Путина по поддержке судостроительной отрасли и металлургического комплекса. Кремль активно использует предложения региональных властей при реализации политики промышленного развития. Так, вице-премьер – глава Минпромторга Денис Мантуров представил недавно предложение о снижении акциза на жидкую сталь, выдвинутое ранее губернатором Челябинской области Алексеем Текслером. При этом обеспечение внутреннего спроса на продукцию металлургии становится дополнительным стимулом для интенсификации инфраструктурного и жилищного строительства, а значит, и для более жесткого контроля со стороны центра за поддержанием необходимых темпов таких работ. Вероятна активизация мониторинговых программ федерального центра в течение 2023 года, в том числе на фоне масштабной реализации проектов, на которые в 2021-2022 годах выделялись инфраструктурные бюджетные кредиты. Такой контроль может осуществляться как проверяющими и правоохранительными органами, так и представителями «Единой России» и ОНФ.
В сентябре на фоне проведения Восточного экономического форума логично ожидать актуализации дальневосточной и арктической региональной повестки, причем не только в контексте развития промышленного и транспортно-логистического потенциала этих территорий, но и обсуждения социальных инициатив для этой части страны. Внимание центра к осуществлению уже реализуемых проектов для этих территорий также, вероятно, возрастет, что может стать поводом для жестких заявлений федеральных деятелей — в том числе в отношении глав ряда дальневосточных регионов и высокопоставленных чиновников этого уровня.
Осенью ожидается активизация дискуссий по поводу параметров региональных бюджетов на 2023 год и плановый период 2024-2025 гг. С учетом прогнозов сокращения расходов региональных бюджетов вероятно существенное усиление лоббистской активности региональных властей для получения дополнительного федерального финансирования. Причем более интенсивно такая работа будет вестись руководством экономически благополучных субъектов, у которых больше обязательств в рамках как социальных программ, так и инфраструктурных проектов.
Ожидаемо и усиление внешнеэкономической активности губернаторов (одним из ключевых мероприятий в рамках этого тренда в августе 2022 года стал Форум глав регионов государств ШОС в Ташкенте). На этом фоне в последние месяцы 2022 – 2023 году возможна активизация усилий региональных властей по развитию собственных площадок по взаимодействию с бизнесом из постсоветских государств, а также стран исламского мира и Восточной Азии. Подобные процессы могут затронуть не только приграничные субъекты Федерации, но и более широкий круг российских регионов (в том числе индустриальные регионы, активизирующие поиск новых инвесторов в условиях санкционного кризиса).
2. Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
По итогам голосования 9-11 сентября можно ожидать завершения губернаторских кампаний в один тур даже в регионах, обладающих протестным потенциалом. Убедительная победа губернаторов, скорее всего, приведет к новым кадровым ротациям в этих субъектах как на региональном, так и на муниципальном уровне. Более интенсивными поствыборные перестановки будут именно в регионах, в которых активность оппозиции и противодействие местных элит сдерживали необходимые ротации до начала кампании.
Новые шаги в рамках подготовки к таким ротациям в ряде подобных регионов были предприняты в августе 2022 года. Так, в Переславле-Залесском Ярославской области, где в июле местная Дума не смогла выбрать нового главу города, были предложены поправки в устав муниципального образования, корректирующие эту процедуру (например, предполагающие замену тайного голосования по этому вопросу на открытое, введение дополнительного тестирования для кандидатов и отмену обязательных сроков объявления нового конкурса на пост мэра). Однако реакция прокуратуры, из-за которой этот проект был отправлен на доработку, свидетельствует о вероятности сценария, в соответствии с которым проблемы в работе команды врио губернатора Михаила Евраева с муниципальной повесткой и продвижением назначений сохранятся и после выборов — и могут быть связаны с позицией как местных элит, так и части федеральных ведомств, в том числе силовых.
В ряде предвыборных регионов муниципальные ротации состоялись еще до Единого дня голосования. Так, пост главы администрации Кирова покинул Дмитрий Осипов, а с должности главы Саратова ушел баллотирующийся в областную Думу Михаил Исаев. При этом, например, в Саратовской области, где ранее наблюдалась интенсивная информационная кампания против региональных властей в период нахождения в должности губернатора Валерия Радаева, в течение осени 2022 год возможны активные медиа-атаки и против Романа Бусаргина (ныне — врио главы субъекта): в связи с муниципальной повесткой, а также против врио главы административного центра Лады Мокроусовой.
В сентябре-октябре можно ожидать новой активизации внутриэлитных конфликтов в тех регионах, где в 2023 году должны пройти очередные губернаторские выборы, а позиции регионального руководства воспринимаются как уязвимые (из-за постоянных проблемных информационных поводов или протестного потенциала территорий). К регионам, в которых интенсивность элитных и медийных атак против губернаторов осенью 2022 года может возрасти, можно отнести Красноярский, Приморский края, Якутию, Орловскую, Новосибирскую, Омскую области. При этом в подобных субъектах с активными муниципальными элитами может наблюдаться дальнейший рост внимания как региональных властей, так и федеральных СМИ к ситуации в административных центрах, что будет усиливать вероятность распространения прогнозов о неустойчивости позиций руководства таких муниципальных образований. Проблемной точкой останется Новосибирск — особенно если внимание правоохранительных органов к городским чиновникам и ситуации в этом муниципальном образовании дополнительно возрастет (показательно расследование в рамках уголовного дела по статье о клевете, фигурантом которого стал вице-мэр города Артем Скатов).
В течение осени может сохраниться тренд на особое внимание губернаторов к муниципальной повестке, в том числе в связи с градостроительной проблематикой. Вероятно повышение публичного внимания губернаторов к ситуации в сфере расселения аварийного жилья, что будет создавать дополнительные административные риски для глав региональных столиц. Конечно, дополнительным побудительным мотивом здесь становится получивший общенациональный резонанс инцидент в Омске с обрушением стены жилого многоквартирного жилого дома, ранее официально не признанного аварийным. Впрочем, внимание федеральных властей, а также использование этой темы для укрепления собственных внутриэлитных позиций заставляло губернаторов и до этого происшествия активнее работать с подобной повесткой. Например, еще в начале августа губернатор Пермского края Дмитрий Махонин подверг критике руководство Перми за низкие темпы сноса аварийных домов, а вскоре после этого состоялась отставка вице-мэра Елены Гонцовой, курировавшей градостроительную политику. В конце 2022 – 2023 году внимание федеральных структур к ситуации в сфере расселения аварийного жилья в субъектах Федерации также может возрасти, что может стать фактором ускорения перестановок в градостроительных блоках региональных правительств и администраций ключевых муниципальных образований.
3. Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Российская военная спецоперация на Украине, инфраструктурные и инвестиционные проекты, темпы строительства социальных объектов, чрезвычайные происшествия и природные пожары, а также действия силовых структур в отношении местных чиновников — в числе факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в августе 2022 года.
Визит президента в Санкт-Петербург в конце июля способствует усилению влияния главы региона Александра Беглова (с 6-го на 4-е место). Сообщения о намерении инвесторов из КНР инвестировать в строительство молокоперерабатывающего завода в регионе около 12 млрд. рублей приводят к росту в рейтинге главы Татарстана Рустама Минниханова (с 4-го на 3-е место). Укрепляются позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 8-го на 7-е место) — в том числе на фоне проведения в регионе Международного военно-технического форума «Армия-2022».
Эффективные решения в ходе избирательной кампании и результативная активность по привлечению федеральных инвестиций приводят к значительному росту влияния губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева (с 27-го на 19-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием).
После рабочих встреч с Владимиром Путиным укрепляются позиции губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 16-го на 15-е место), врио главы Владимирской области Александра Авдеева (с 51-го на 49-е место, переходит в группу с сильным влиянием), врио губернатора Кировской области Александра Соколова (с 60-го на 53-е место), врио главы Томской области Владимира Мазура (с 65-го на 59-е место), врио губернатора Тамбовской области Максима Егорова (с 61-го на 58-е место), врио губернатора Ярославской области Михаила Евраева (с 69-го на 67-е место), врио главы Марий Эл Юрия Зайцева (с 71-го на 69-е место).
Локализация лесных пожаров в Рязанской области после вмешательства Владимира Путина, с участием Сергея Собянина и ряда федеральных деятелей, способствует укреплению позиций врио главы региона Павла Малкова (с 76-го на 72-е место). Внесение президентом на рассмотрение Госсовета республики кандидатуры действующего главы региона Марата Кумпилова (с 59-го на 54-е место) способствует укреплению его позиций.
После визита главы правительства Михаила Мишустина в регион укрепляются позиции главы Якутии Айсена Николаева (с 32-го на 29-е место). После обсуждения с вице-премьером Дмитрием Чернышенко проектов, которые должны повысить туристический потенциал региона, получает дополнительные политические возможности губернатор Ульяновской области Алексей Русских (с 67-го на 65-е место). Рабочая встреча с вице-премьером-главой Минпромторга Денисом Мантуровым, в ходе которой обсуждались вопросы промышленного развития региона, становится позитивным информационным поводом для главы Бурятии Алексея Цыденова (с 78-го на 76-е место).
Одобрение правительственной комиссией по региональному развитию заявок Краснодарского края на получение займа размере 13,25 млрд рублей на строительство главного канализационного коллектора и Воронежской области на выдачу средств по инфраструктурным облигациям на 1,29 млрд рублей способствуют укреплению позиций губернаторов Вениамина Кондратьева (с 19-го на 16-е место) и Александра Гусева (с 57-го на 51-е место). Прошедшее под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина совещание по развитию Севастополя и проекту культурно-образовательного кластера на мысе Хрустальном укрепляют влияние главы региона Михаила Развожаева (с 47-го на 45-е место).
Нисходящий тренд затрагивает руководство ряда регионов, граничащих с зоной проведения российской военной спецоперации на Украине: губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 21-го на 26-е место), главу Курской области Романа Старовойта (с 22-го на 27-е место), главу Республики Крым Сергея Аксенова (с 31-го на 37-е место), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 30-го на 34-е место).
Покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Иркутской области Игорь Кобзев (с 15-го на 21-е место) – вероятно, после заявления полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Серышева о том, что 6 дошкольных учреждений, открытие которых планировалось до конца 2022 года, имеют «высокие риски несвоевременного ввода». На фоне лесных пожаров в регионе ослабевают позиции губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой (с 37-го на 43-е место). После получившего федеральный резонанс инцидента с обрушением стены многоэтажного жилого дома в Омске теряет позиции глава Омской области Александр Бурков (с 44-го на 50-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в июле | Средний балл |
Очень сильное влияние | |||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,11 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 8,06 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
3 | 4 | 7,35 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
4 | 6 | 7,28 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
5 | 3 | 7,20 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
6 | 5 | 7,13 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
7 | 8 | 6,63 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 | 7 | 6,56 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
9 | 9 | 6,53 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
10 | 11 | 6,50 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
11 | 14 | 6,48 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
12 | 10 | 6,44 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
13 | 12 | 6,41 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
14 | 13 | 6,39 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
15 | 16 | 6,34 |
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
16 | 19 | 6,30 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
17 | 20 | 6,23 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
18 | 18 | 6,20 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
19 | 27 | 6,18 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
20 | 17 | 6,16 |
Сильное влияние | |||
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
21 | 15 | 6,13 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
22 | 24 | 6,11 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
23 | 23 | 6,08 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
24 | 25 | 6,06 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
25 | 26 | 6,04 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
26 | 21 | 5,84 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
27 | 22 | 5,70 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
28 | 29 | 5,65 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
29 | 32 | 5,62 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
30 | 34 | 5,53 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
31 | 28 | 5,50 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
32 | 39 | 5,47 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
33 | 48 | 5,44 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
34 | 30 | 5,40 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
35 | 36 | 5,38 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
36 | 43 | 5,35 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
37 | 31 | 5,33 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
38 | 33 | 5,32 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
39 | 38 | 5,30 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
40 | 41 | 5,29 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
41 | 42 | 5,27 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
42 | 35 | 5,25 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
43 | 37 | 5,23 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
44 | 46 | 5,22 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
45 | 47 | 5,19 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
46 | 45 | 5,17 |
Бусаргин Роман Викторович И.о. губернатора Саратовской области |
47 | 49 | 5,14 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
48 | 40 | 5,11 |
Авдеев Александр Александрович И.о.губернатора Владимирской области |
49 | 51 | 5,09 |
Бурков Александр Леонидович Губернатор Омской области |
50 | 44 | 5,05 |
Среднее влияние | |||
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
51 | 57 | 5,03 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
52 | 50 | 5,00 |
Соколов Александр Валентинович И.о. губернатора Кировской области |
53 | 60 | 4,95 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
54 | 59 | 4,89 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
55 | 53 | 4,84 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
56 | 52 | 4,80 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
57 | 54 | 4,73 |
Егоров Максим Борисович И.о. главы администрации Тамбовской области |
58 | 61 | 4,69 |
Мазур Владимир Владимирович И.о. губернатора Томской области |
59 | 65 | 4,65 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
60 | 58 | 4,63 |
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
61 | 56 | 4,61 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
62 | 55 | 4,58 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
63 | 62 | 4,55 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
64 | 63 | 4,52 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
65 | 67 | 4,50 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
66 | 66 | 4,49 |
Евраев Михаил Яковлевич И.о. губернатора Ярославской области |
67 | 69 | 4,40 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
68 | 70 | 4,38 |
Зайцев Юрий Викторович И.о. главы Республики Марий Эл |
69 | 71 | 4,35 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
70 | 68 | 4,32 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
71 | 64 | 4,25 |
Малков Павел Викторович И.о. губернатора Рязанской области |
72 | 76 | 4,23 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
73 | 74 | 4,20 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
74 | 73 | 4,17 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
75 | 81 | 4,14 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
76 | 78 | 4,11 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
77 | 72 | 4,09 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
78 | 79 | 4,05 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
79 | 75 | 4,02 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
80 | 77 | 4,00 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
81 | 82 | 3,95 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
82 | 84 | 3,88 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
83 | 80 | 3,86 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
84 | 85 | 3,83 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
85 | 83 | 3,70 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (портал «Региональные комментарии»), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Колеров Модест (ИА REGNUM), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганов Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2022 год.