Вынужденная остановка: в каких регионах санкции грозят заморозить метро и дороги
Строительная отрасль не очень зависит от импортных комплектующих, но региональные власти могут воспользоваться ситуацией и пересмотреть стоимость инфраструктурных проектов. Кроме того, это «возможность» списать любые недоработки на спецоперацию и санкции. Такого мнения придерживаются эксперты РК и авторы Telegram-каналов. Тем не менее в некоторых регионах действительно существует риск срыва сроков строительства из-за введенных ограничений. Подробности – в обзоре РК.
Проекты на стоп
Из-за антироссийских санкций, разрушения отношений с «соседями» и проблем с логистикой в регионах России могут возникнуть трудности с реализацией инфраструктурных проектов. В апреле первый замминистра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин заявлял, что Минстрой проводит работу с субъектами РФ для изменения проектов, в которых была импортная составляющая, чтобы не допустить срыва сроков. По его словам, есть около 700 инфраструктурных проектов. Больше половины из них находится в стадии проектирования, многие – реализуются, так что работа с регионами ведется активная. Но, вероятно, срывов все же не удастся избежать.
Например, в Калининградской области по программам приграничного сотрудничества реализовывалось 69 проектов. Закончено только 13 из них. И хоть губернатор Антон Алиханов и пообещал, что, если потребуется, их исполнят за счет регионального бюджета, на данный момент программы все же приостановлены.
Сходная ситуация наблюдается в Псковской и Мурманской областях. Губернатор Псковской области Михаил Ведерников рассказывал, что отказ европейских партнеров исполнять свои обязательства поставил под угрозу ряд важных для региона проектов.
Отодвигаются и сроки строительства второй кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга. Предполагалось, что дорогу откроют уже в 2024 году. Но теперь трассу планируют начать проектировать только в 2023-м, а к самим работам приступить в 2025-м. В качестве причины называлось отсутствие средств на реализацию проекта. Его стоимость оценивается в 200 млрд рублей с перспективой увеличения до 300 млрд к началу строительных работ, и сейчас есть более актуальные проекты в высокой степени готовности, на которых следует сосредоточиться.
В Татарстане остановилась на неопределенный срок модернизация Заинской ГРЭС из-за отсутствия оборудования. На электростанции планировалось установить сверхмощную турбину американского производства, но компания отказалась от поставок, что чревато закрытием проекта. За 16 лет эксплуатации турбины потребители смогли бы сэкономить 500 млрд рублей.
Вновь откладывается и строительство метро в Красноярске. Премьер-министр региона Юрий Лапшин в конце июня заявил, что затягивается госэкспертиза проекта подземки. Крайним сроком он назвал конец этого года. Ранее губернатор Александр Усс подчеркивал, что уже в первой половине 2022 года планируется начать вынос сетей и приступить к полноценным работам по строительству метро, пишет NGS24.ru. Министр экономики Красноярского края Анна Гарнец, в свою очередь, отмечала, что власти не намерены из-за санкций отказываться от масштабных строек, но добавляла, что некоторые сложности с оборудованием все же возникнуть могут.
Сделают все возможное
Авторы Telegram-канала «НЕЗЫГАРЬ» замечают, что властям предстоит пересмотреть проекты, реализующиеся в регионах, и некоторые из них поставить на стоп. По мнению блогеров, в условиях санкционного прессинга отказ от амбициозных идей выглядит закономерным.
Однако власти все же постараются сохранить большую часть инфраструктурных проектов даже с учетом сдвига сроков их реализации, так как отказ от строительства может, во-первых, сказаться на социально-экономическом развитии страны, во-вторых, вызвать обсуждение среди населения технологического отката России на многие годы.
Авторы «Землянки» обращают внимание на то, что строительная отрасль в достаточно слабой степени зависит от импортных материалов или же их можно быстро заместить отечественными аналогами. Несмотря на это, некоторые региональные администрации уже хотят организовать пересмотр проектов под предлогом санкционных проблем.
«По этой причине единственным механизмом предотвращения сворачивания инфраструктурных проектов является объективный мониторинг ситуации на правительственном уровне. В случае, когда проблемы действительно существуют, необходим поиск соответствующих мер (возможно, непубличного характера) на этом же уровне. В противном случае у региональных администраций появляется соблазн объяснять санкциями и СВО любые недоработки и опоздания при реализации не только инфраструктурных, но и всех иных национальных проектов и программ», – говорится в публикации.
Есть ли решение проблемы?
Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что в группе риска по заморозке инфраструктурных проектов находятся практически все регионы, где эти проекты начаты, так как любое строительство требует большого количества базовых материалов.
«Ситуация, которая сложилась в производстве базовых стройматериалов, выглядит следующим образом: примерно на 50% мощностей зависимость от импортного оборудования может составлять от 50 до 100%. Если выпуск половины производственных мощностей в зоне риска, то надо смотреть, как это отразится на производственных программах уже следующего года. Вероятно, какие-то вещи просто будут приостановлены», – рассуждает эксперт.
Для регионов, по мнению Масленникова, приостановка обидна: если субъекты РФ не показывают продвижения, то и на федеральную поддержку рассчитывать не могут.
Собеседник РК рассказывает, что правительство сейчас ставит задачу по восстановлению импорта, но проблема в том, что производственные линии от дружественных стран уступают по качеству тем, которые сейчас есть на предприятиях.
Дефицит предложения в сфере базовых стройматериалов уже сказывается, говорит Масленников. Объем ввода жилья в мае 2022 года по отношению к апрелю потерял больше 17%.
Директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович подмечает, что существующие сегодня риски высоки не только для инфраструктурного строительства, но и для любых видов деятельности. Но эксперт уверен, что акцентированного снижения темпов строительства все же не произойдет. Все будет зависеть от финансовых средств регионов, уровня лоббизма властей и финансовых средств федерального центра.
«Кроме того, не стоит забывать, что импортозависимость в том же дорожном строительстве не так велика. Это не чипы, не микроэлектроника. Здесь прежде всего речь идет о строительной технике, где, во-первых, доля локализации довольно большая. А во-вторых, все это можно получить в восточном направлении. Чтобы копать канавы и строить дороги, западное санкционное направление не нужно», – заключает Остапкович.