Мы наблюдаем реализацию негативного для Калининграда сценария
Отказ одной железнодорожной компании от приема подсанкционных грузов, в принципе, преодолим. Беспокоит другое – отсутствие адекватной реакции правительства Литвы и Европейской комиссии, поскольку мы имеем дело с нарушением норм международного права. Не секрет, что группа экспертов по поручению правительства Литвы с начала года изучала риски и угрозы ограничения и полной остановки транзита грузов из Белоруссии и России с использованием транспортной инфраструктуры (ж/д, автоперевозки, портовые мощности). По всей видимости, в последние недели было принято решение о формуле отказа Литвы от своих международных обязательств по калининградскому транзиту.
Нет сомнений в политическом характере такого решения. Пока речь не идет о полной сухопутной блокаде, но это шаг именно в том направлении. Естественно, такие существенные и неправомерные ограничения окажут серьезное негативное влияние на объемы товарных поставок: возрастают риски товарного дефицита, особенно в зависимых отраслях – строительстве, машиностроении, химпроизводстве и даже в сельском хозяйстве.
Аналогичная экспертная работа была проведена региональными властями совместно с представителями федеральных отраслевых ведомств. Реализуемый сейчас негативный сценарий не стал неожиданностью. Другой вопрос – возможность быстро купировать кратно возрастающие транспортные издержки. Сегодня ставка сделана на морские перевозки – это наиболее рациональное решение. Да, дорогое, да, сложное, требующее перестройки логистических цепочек, но в корне верное. В худшем варианте придется пойти на консервацию некоторых инфраструктурных проектов, не являющихся стратегическими, согласиться на сокращение номенклатуры поставок. Не столько с точки зрения сиюминутного эффекта, сколько с точки зрения социального и хозяйственного планирования стоило бы пойти на расширение преференций (возможно, на прямое или косвенное субсидирование) местных предприятий и производителей.