В регионах с крупными производствами есть угроза сокращения работников
Безусловно, в тех регионах, где сосредоточен ряд отраслей обрабатывающей промышленности (например, машиностроение или металлообработка в западной части страны), можно ожидать большего падения, как в части производства, так и в части занятости. Наверное, у Центра стратегических разработок, который составлял прогноз роста уровня безработицы в регионах, есть точная методика. Понятно, что в Курганской области может просесть металлообработка, в Ульяновской – отрасли, связанные с авиа- и автостроением.
Мне казалось, что большего спада, по крайней мере в производстве, можно ожидать в отраслях, связанных с автомобилестроением и завязанных на импортных комплектующих, замещения которых пока нет. Если исходить из позиции экономического роста и спада, то просесть должны, скорее, Калужская область и, возможно, Калининградская. Однако на автосборочных заводах, расположенных в этих областях, не настолько высокий уровень занятости. Речь, как правило, идет о нескольких сотнях человек, в отличие, например, от предприятий, где трудоустроены тысячи сотрудников.
Если рассматривать ситуацию с точки зрения занятости, то, вероятно, в потенциально опасной зоне рискуют оказаться регионы, где сосредоточены крупные предприятия, на которых возможно высвобождение части работников. Кроме того, в зоне риска ожидаемо окажутся регионы, где размещены предприятия с иностранными инвестициями – в той же Ульяновской области есть подобные производства.
Между тем я соглашусь с общим мнением, что сложно сделать точный прогноз занятости в условиях полной неопределенности, за которой мы все сейчас скрываемся. Сама ситуация носит очень динамический характер. Мы, например, не знаем, каким будет следующий пакет санкций и по каким отраслям он ударит больнее. У нас нет реальной картины развития ситуации внутри страны – даже в части возникновения новых потребностей. Но мы, например, понимаем, что помощь Донецкой и Луганской народным республикам тоже будет генерировать новую занятость (хотя бы в каких-то регионах).
При этом мы неминуемо столкнемся с сокращением зарплат, поскольку работодатели в силу разных причин будут вынуждены держать занятость на определенном уровне – платить минимальные зарплаты из-за простоев или сокращенных рабочих недель, чтобы не увольнять работников. Вероятнее всего, подобная тенденция будет повсеместной, а не точечной. Мы же видели в апреле исторический минимум безработицы в России. Скорее всего, в ближайшем будущем уровень занятости будет отнюдь не полностью отражать реальную ситуацию с динамикой производства.