Отношения у Усса и Еремина напряженные, мэр разочаровал губернатора
Полномочия мэра Красноярска Сергея Еремина истекают осенью – в октябре. Значит, в конце июля должна начаться процедура по выборам мэра: будет создаваться конкурсная комиссия, будут выдвигаться кандидаты. Далее эта комиссия будет обсуждать программы кандидатов и кого-то рекомендовать в горсовет, где уже изберут мэра. То есть сроки неумолимо приближаются, а чем ближе начало процедуры, тем круче информационная кампания против Еремина. Она идет уже давно, но сначала была вялотекущей: по каким-то отдельным объектам, отдельным видам деятельности. А вот с последней сессии Заксобрания она очень сильно активизировалась.
По инициативе депутата Ильи Зайцева была создана рабочая группа. Надо сказать, это довольно представительная группа, потому что в нее вошли два вице-спикера, председатели комитетов, представители всех фракций. То есть получилась довольно внушительная коалиция, которая очень активно начала свою работу. Даже создан специальный информационный сайт, который апеллирует к населению, чтобы жители сообщали обо всех безобразиях, творящихся в городе. Сейчас эта информационная кампания перешла в такую стадию, что перестали обсуждать какие-то конкретные вещи (я имею в виду не только эту рабочую группу, но и блогеров, журналистов и так далее), а обсуждение идет теперь совсем в другой плоскости – как раз вот это противостояние города и края.
То есть противоречия реально существуют, но ведь это только верхушка айсберга. Сергей Еремин долго молчал, а вчера высказался в своем Telegram-канале. В тексте нет прямых ссылок и указаний на конкретных лиц, но при этом можно по-разному интерпретировать его слова. Кстати, если почитать его Telegram-канал, то раньше в каждом посте он, скажем так, присягал на верность губернатору края Александру Уссу. Теперь же он давно не упоминает губернатора в своих постах. Это явный признак, что отношения между ними напряженные, несмотря на то что Еремин – это креатура Усса. Судя по всему, мэр разочаровал губернатора.
Раньше возможности и ресурсы мэра Красноярска (например, при мэре Петре Пимашкове) позволяли ему противостоять краевой власти. Тогда это было реальное противостояние, потому что ресурс руководителя такого крупного и мощного города, как Красноярск, сопоставим с ресурсом губернатора. Но сейчас все изменилось, ситуация совсем другая, городская власть не в состоянии противостоять краевой. По сути, сейчас мэр – это просто заместитель губернатора по городу. Поэтому я не думаю, что в данную историю будут включаться какие-то федеральные рычаги, если, конечно, у них нет какого-то своего интереса. В Красноярске не так просто решить кадровый вопрос – это же не снять мэра Канска, например. Мне кажется, что со статусом и связана данная информационная кампания (как дополнительный инструмент влияния).
Видимо, у Еремина есть какие-то представления, что в 2023 году заканчиваются полномочия губернатора и все изменится, поэтому ему надо выстоять этот период. В реальности в нашей нынешней системе у главы города один избиратель – губернатор. Еремин должен это понимать. Возможно, у него появились какие-то амбиции, может, он претендует на какое-то иное место, даже на должность губернатора, например. Сам Еремин считает, что он хороший мэр и обладает большой народной поддержкой. Кстати, если почитать его Telegram-канал, то там действительно все его поддерживают – такой фан-клуб Еремина. А если же посмотреть другие каналы, то там к нему относятся довольно иронично. Вот такое странное распределение голосов. Дело в том, что никакой социологии на эту тему у нас нет, а лучшая и самая репрезентативная социология, особенно для действующего мэра, – это прямые выборы, но такой возможности в Красноярске нет.
Я думаю, что прямой связи этого противостояния с задержанием в Москве Олега Митволя нет. Хотя была странная история его появления в Красноярске – он никакого отношения к Красноярскому краю никогда не имел. Он еще перед этим активничал: ходил в политику, создавал какую-то партию, пытался участвовать в каких-то выборах. Тогда он появлялся в Красноярске. Люди, связанные со строительством в городе, еще тогда говорили, что происходит что-то странное, что проект метро в Красноярске не особо изменился (по сравнению со старым). До сих пор никто не объяснил, откуда взялась эта сумма – 900 млн рублей – и что она вообще означает. Подробностей нет. И потом, такие события настолько быстро не происходят, я думаю, что это готовилось заранее. Так что мне кажется, что это отдельная история, она никак не пересекается с противостоянием.