Махонин как губернатор-романтик закончился, теперь он губернатор-прагматик


Этап, на котором сейчас находятся губернатор Пермского края Дмитрий Махонин и его команда, я бы назвал «плато». Все крупные избирательные кампании проведены, пермские элиты пребывают в умиротворении. Поэтому сейчас у Махонина есть два спокойных года, чтобы работать без суеты. Интригой этого послания было то, насколько такая системная работа получается.

Мой прогноз прошлого года был такой: губернатору Прикамья придется ориентироваться на здоровый консерватизм. Это не его решение и выбор – так объективно сложилась ситуация последних лет: то коронавирус, то федеральные выборы, то нынешние, пожалуй, самые серьезные в истории России XXI века геополитические вызовы. Нынешняя экономическая ситуация в Прикамье характеризуется тем, что избыточных ресурсов внутри региона нет и, скорее всего, в ближайшее время не предвидится. Поэтому весь прошедший год Махонин выстраивал связи с федеральным центром. В целом это у него получилось. Зимняя встреча с президентом РФ Владимиром Путиным и «большой десант» премьер-министра Михаила Мишустина в регион говорят нам о том, что стратегия оправдалась. Особое внимание Москвы уже позволило региону не только гарантировать средства на юбилейный проект «Пермь-300», который будет организован уже в следующем году, но и рассчитывать на дополнительные федеральные деньги и блага. Тут Махонину однозначный плюс.

За прошедший год я бы отметил перемену в стиле работы губернатора. Он стал более прагматичен, усилилась проектная работа. Поэтому мы и увидели почти аполитичную стилистику отчета: только конкретные дела, субсидии, метры, объемы, объекты. Основной акцент был на строительстве инфраструктурных объектов и социальной защите населения. Еще раз напомню свою же старую мысль: Махонин как губернатор-романтик закончился, теперь он губернатор-прагматик.

Лично для меня остается вопросом, попадает ли губернатор в нынешние ожидания пермяков. Действительно ли то, что озвучивается, важно? С одной стороны, работа ведется в плановом режиме и сделано действительно много. К примеру, в регионе благодаря Махонину очень успешно решается проблема с обманутыми дольщиками и переселением граждан из аварийного жилья. До него у экс-губернаторов не получалось решать эти вопросы эффективно. С другой стороны, согласно отчету краевой Контрольно-счетной палаты, инвестиции в объекты капитального строительства освоены всего на 47,5%. Причем их абсолютное значение в целом небольшое – всего 6,1 млрд рублей. Другими словами, деньги есть, но они лежат мертвым грузом.

По моему мнению, эта проблема чисто управленческая. Губернатор одновременно исполняет функции председателя правительства Пермского края. Данная конструкция сохраняется еще со времен губернаторства Максима Решетникова. То есть фактически Махонин должен сам себя «пороть» за невыполнение министерских KPI? Естественно, он этого делать не будет, это чисто психологически невозможно. А следовательно, на недоработки у него немного закрываются глаза. Это чувствуется. Поэтому региону остро нужен глава правительства, чтобы, пока губернатор отрабатывает в московских офисах, подгонять и ускорять министров.

Что касается будущего, то здесь Прикамье не выбивается из федеральной повестки. Надо тщательно готовить регион, как сказала Эльвира Набиуллина, к экономической трансформации. Пока я такую работу не вижу, но вполне возможно, что подспудно она все же идет, пусть и «тайно», чтобы заранее не нервировать общественность. Кроме того, я рассматриваю в качестве вызова юбилейные мероприятия проекта «Пермь-300». Регион почти 10 лет раскачивался – и так к системной работе по реальной модернизации Перми и не приступил. Планы были наполеоновские, а результат, похоже, будет более чем скромный, так как большинство знаковых проектов на данный момент находятся в каком-то подвешенном состоянии. То ли их сделают, то ли нет. Поэтому летом следующего года ждем ответов на вечные русские вопросы «кто виноват?» и «что делать?».

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: