Нас ждет довольно серьезное снижение доходов населения
Экономическую ситуацию стоит рассматривать с двух сторон. С одной стороны, мы вроде бы наблюдаем укрепление рубля, снижение курса валюты по отношению к международному формату увеличения номинальных заработных плат. Все это вроде бы должно нас радовать. Если вернуться на несколько лет назад, то, в принципе, ситуация выглядела бы крайне позитивно. С другой стороны, мы все видим ценники в магазинах и наблюдаем некоторую боязнь производителей, которая приводит где-то к необоснованному, а где-то к обоснованному росту цен. Здесь дело не только в инфляции, которая, к сожалению, остается на довольно высоком уровне, несмотря на действия мегарегулятора. Инфляционные процессы подогреваются и человеческим восприятием потенциального дефицита (необязательно реального, но потенциально ожидаемого), что, конечно, приводит к проблемам с покупательной способностью. В итоге получается следующая картина: мы имеем крепкий рубль, который достаточно серьезно влияет на экспортную выручку в негативном формате. Мировое ценообразование строится в долларах, а у нас идет укрепление рубля и удешевление долларовой компоненты. Тем самым снижение ВВП будет присутствовать даже при очень серьезных и качественных действиях со стороны руководящего экономического блока, поскольку есть объективные реалии. Говорить о каких-то конкретных показателях сейчас очень сложно.
С одной стороны, экспорт наших природных ресурсов, несмотря на риторику недружественных стран, довольно серьезно увеличивается. Даже с учетом политической риторики они прекрасно понимают, что придется запасаться определенным количеством того же газа. С другой стороны, снижение покупательной способности внутри страны рискует снизить и совокупный показатель ВВП. Кроме того, сейчас никто точно не понимает, что будет с точки зрения того же экспорта через месяц, два или три. Мы не знаем, будет ли реально введено эмбарго, придется ли нам перестраивать экспортный потенциал и где-то в какой-то момент сокращать производство, поскольку будет меньше потребителей. Скорее всего, ВВП немного снизится в связи с внутренним потреблением, но нивелирует это экспорт или, напротив, ускорит снижение, например, в силу перестроения экспортных цепочек, неизвестно. Скорее всего, это вопрос ближайших двух месяцев. Судя по действиям мегарегулятора, он будет выстраивать политику так, чтобы не давать рублю очень сильно укрепиться, поскольку для импорта это, безусловно, хорошо, а вот для экспорта – не очень.
Реальные заработные платы на фоне инфляционных процессов, конечно, сократятся. Прогнозы 10–20% – это прогнозы экспертов, которые просто хотят дать определенную числовую оценку позиции. Я бы не стал называть конкретные цифры, поскольку стоит смотреть на ситуацию, которая будет в процессе. Хотя, безусловно, довольно серьезное снижение нас ожидает, поскольку есть соотношение инфляции и необоснованного повышения цен производителя. Естественно, потребитель понимает, что у него сокращаются объективные возможности накоплений. Понятно, что в силу такой дестабилизационной экономической ситуации источников вложения средств, кроме фундаментальных, особо нет. Даже существующие депозиты, скорее, краткосрочного формата. Понимая, что накопления по большому счету сокращаются, а потребление в любом случае в номинале придется увеличивать, становится очевидно, что в совокупности реальные доходы населения, конечно, сократятся.