В Кузбассе сложилась критическая ситуация с вывозом угля, что грозит производителям штрафами и потерей доли рынка, говорит местный министр Олег Токарев. Но Восточный полигон работает на пределе, цитирует представителя РЖД РБК.

Ситуация в Кузбассе – это история долгосрочного видения перспектив развития России, поскольку очевидно, что Кемеровская область ориентируется на добычу и поставки угля, в том числе на активный экспорт. Вопрос, как это будет выглядеть в краткосрочной и долгосрочной перспективах, остается открытым. Если говорить о долгосрочной перспективе, можно вспомнить дискуссии последнего времени: нужно ли нашей стране сохранять высокие позиции в качестве угледобывающей державы, ориентированной на активный экспорт угля, или надо пытаться диверсифицировать экономику этих регионов с постепенным сокращением добычи.

Если говорить о краткосрочной перспективе, то главный вопрос заключается в том, сможет ли наша экономика в условиях жестких санкций со стороны недружественных государств сохранить свои активные позиции в качестве экспортера угля за рубеж, прежде всего в восточные страны. Этот открытый вопрос напрямую касается Кемеровской области, которая в значительной степени ориентирована на угледобычу.

Мы отлично понимаем, что добыча угля в Кузбассе лимитируется как раз экспортными поставками на внешние рынки и ограниченностью транспортных возможностей этих поставок. Мощности Транссиба и БАМа как Восточного полигона РЖД уже практически полностью используются поставщиками угля, которые доставляют его до портов побережья Тихого океана в Хабаровском и Приморском краях и, соответственно, потребителям Азиатско-Тихоокеанского региона.

Европейское направление поставок угля также имеет место. Мощности, которые использует тот же Мурманский порт, ограниченные, уже вряд ли возможно наращивание по этому направлению. К тому же в европейской части есть и иные поставщики угля, которые готовы поставлять его через те же порты в другие страны. В связи с этим дополнительное наращивание добычи в Кемеровской области лимитировано, поскольку поставки на экспорт вряд ли можно нарастить. К тому же вряд ли стоит ожидать, что проект БАМ-2, о котором активно говорится в публичном пространстве, может быть реализован в течение нескольких месяцев. Речь идет о том, что наращивание потенциала грузоперевозок через Байкало-Амурскую магистраль возможно, но в среднесрочной перспективе, например через несколько лет, когда мощности этой магистрали будут существенно увеличены на восточном направлении тихоокеанского побережья.

Угрозы дальнейших неблагоприятных действий, которые создадут дополнительную нагрузку на Транссибирскую магистраль в виде ограничения поставок угля в западные страны, что неминуемо скажется на экономике Кузбасса, достаточно высокие. При недружественных действиях стран Запада мы можем ожидать, что добыча угля в Кемеровской области должна быть по крайней мере не увеличена, а даже сокращена, поскольку этот уголь окажется невозможно транспортировать тем традиционным потребителям, которые им пользовались до недавнего времени.

Если же говорить о какой-то долгосрочной перспективе, то та дискуссия, которая велась до появления новых реалий 2022 года, сводилась обычно к тому, что страны, в том числе и традиционные потребители российского угля, принимали программы перехода на безуглеродную или низкоуглеродную экономику. В этой связи в долгосрочной перспективе использование угля даже тем же Китаем, который сейчас является основным потребителем, будет сокращаться. Это в любом случае требует перестройки нашей энергетической отрасли на новые ориентиры.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: