Завтра порты Дальнего Востока не станут хабами, но перспективы развития есть


Прежде чем говорить о статусе мировых хабов в портах Дальнего Востока, необходимо решить вопрос инфраструктуры подъездных путей – принципиально расширить пропускную способность. Проблема в том, что железнодорожные возможности в восточном направлении очень сильно снижены. Чего только стоит одна проблема с так называемым Восточным полигоном в направлении Китая? Большинство грузов, которые будут поставляться таким образом, – это грузы, которые изначально будут доставляться железнодорожным транспортом.

В принципе, можно было бы воспользоваться ситуацией, чтобы, например, нарастить перетоки по железной дороге, особенно с учетом того, что Китай сейчас будут пытаться немного придавить, а для него железнодорожные поставки перспективны. Но для этого необходимо решить целый ряд вопросов. Во-первых, вопрос с администрированием и растаможкой. Во-вторых, вопрос, связанный с развитием инфраструктуры:  не все виды грузов можно нормально обслуживать в этом направлении. В-третьих, вопросы, связанные с необходимыми техническими возможностями прежде всего в самих хабах.

Кроме того, вполне очевидно, что на фоне сложной политической ситуации будут пытаться максимально отжать возможности российских портов именно за счет морской составляющей. Скорее всего, в ближайшее время санкции затронут и морскую часть. С учетом того что здесь важнейшим фактором является страхование, я бы сказал, что в моменте этого года порты, скорее всего, будут испытывать проблемы. Уже завтра порты Дальнего Востока точно не станут хабами и уж тем более не опередят китайские, а вот в долгосрочной перспективе вполне возможно говорить о развитии. Но сроки будут сильно зависеть от того, когда и как закончится операция, каковы будут последствия. Если санкции будут сняты, то необходимо понимать насколько. А если не будут, то придется просчитывать другие варианты. Но даже если все санкции будут сняты, необходимо серьезно вкладываться в инфраструктуру: есть некоторые вещи, которые в принципе не вернутся.

Сейчас вся экономика этого процесса с горизонтами в пять, 10, а то и 20 лет во многом привязана к той ситуации, которая будет. Например, можно ли будет расплачиваться в долларах? Будут ли валютные хабы? Будут ли все товары продаваться за рубли? Будет ли часть товаров реализовываться по схеме Газпромбанка, через фактический шлюз? Будет ли это распространяться на зерно и уголь? Это важнейшие факторы для Дальнего Востока. Ответов на все эти вопросы пока нет. Следовательно, нельзя до конца просчитать особенности проекта, поэтому все пока поставлено на паузу. Партнеры ждут, чем все закончится, инфраструктурные проекты заморозились в ожидании того, что будет. С этой точки зрения необходимо полностью понимать сценарий (хотя бы на этот год, на ближайшие несколько месяцев), он очень сильно меняется в зависимости от того, как будет развиваться ситуация. Одно дело – с нуля строить инфраструктуру, но без иностранных партнеров, другое дело – использовать китайских коллег, третье – возвращаться частично к предыдущему вариант. Все вопросы пока открыты.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: