Ответ на санкции: в Самарской области возродят авиастроение и автопром
Самарская область адаптируется к санкциям, введенным Западом в отношении России, и старается сделать максимум для скорейшего возврата к стабильной работе всех предприятий. Так, АвтоВАЗ планирует завершить процесс импортозамещения уже до конца этого лета, сейчас же готовятся специальные версии некоторых моделей Lada, которые не будут сильно зависеть от влияния импортных комплектующих. Кроме того, в Самарской области в скором времени планируют наладить производство самолетов на заводе «Авиакор». Подробности – в обзоре РК.
Импортозамещение и поддержка
Власти Самарской области активно работают над импортозамещением и поддержкой местного бизнеса.
Сейчас от поставок импортных комплектующих напрямую зависит деятельность завода АвтоВАЗ, 68% которого владеет французская компания Renault. 23 марта в Renault Group сообщили о приостановке деятельности в России.
«Деятельность Renault Group на заводе в Москве с сегодняшнего дня приостанавливается. Что касается доли в АвтоВАЗе, группа Renault оценивает возможные варианты, принимая во внимание текущую обстановку, действуя ответственно по отношению к 45 тысячам своих сотрудников в России», – цитирует РБК представителей компании.
Уже 24 марта в пресс-службе АвтоВАЗа заявили, что на производстве готовятся специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее зависимы от импортных комплектующих. 1 апреля автозавод назвал срок появления таких машин: наладить их выпуск планируется с июня. Параллельно с разработкой специальных версий Lada завод ищет альтернативы ключевым зарубежным комплектующим «для скорейшего возвращения к производству стандартных модификаций», передает Autonews.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров сообщал, что автозавод уже нашел альтернативных поставщиков электронных комплектующих в странах Азии. Он также подчеркнул, что до конца лета АвтоВАЗ проработает варианты по импортозамещению основных зарубежных комплектующих для автомобилей Lada.
С сегодняшнего дня сотрудники завода уходят в плановый корпоративный отпуск, который продлится до 24 апреля. Это должно позволить компании накопить необходимый запас компонентов для того, чтобы обеспечить стабильную работу предприятия и восстановить цепочки поставок комплектующих. Кроме того, с 6 июня на три месяца АвтоВАЗ вводит режим четырехдневной рабочей недели. Уровень доходов сотрудников в этот период сохранится. Руководство завода и Дмитрий Азаров обратились в правительство РФ с просьбой выделить средства на оплату пятого дня, и эти средства уже выделены.
Ответом на западные санкции станет и возрождение самарского завода «Авиакор», на котором планируют наладить производство самолетов. Гендиректор предприятия Алексей Гусев рассказал о подписании контракта с Уральским заводом гражданской авиации (УЗГА). По заказу Минпромторга РФ завод разрабатывает самолет на 44 пассажирских места ТВРС-44 под названием «Ладога». «Авиакор» выступит самым крупным подрядчиком и должен будет сделать четыре фюзеляжа для испытаний и сертификации нового самолета.
«Мы сохранили все компетенции после того, как заморозили программу по Ан-140, сейчас начнем активно производить новую технику», – приводит слова Алексея Гусева пресс-служба областного правительства.
Там также добавили, что этому решению предшествовала огромная работа по лоббированию интересов завода, которую провело руководство предприятия совместно с губернатором.
«В нынешней ситуации важен вопрос импортозамещения, вопрос дополнительной загрузки нашего самарского легендарного предприятия. Но вместе с вами мы продолжим работу и по другим проектам. Будем работать и с госкорпорацией, и с Минпромторгом РФ», – добавил Дмитрий Азаров.
Максимальная дальность полета «Ладоги» с 44 пассажирами составит 2200 км, а дальность с максимальной нагрузкой (5 т) – 1200 км. Скорость самолета – 460–480 км/ч, высота полета – до 7200 м. При производстве планируется использовать только российские детали. Серийный выпуск хотят начать в 2024–2025 годах, пишет ProGorodSamara.
Издание отмечает, что авиазавод столкнулся с огромными трудностями после развала СССР. Чтобы полноценно запустить работу, необходимо провести генеральный ремонт, докупить оборудование, нанять больше квалифицированного персонала. И в течение трех – пяти лет при упорной работе и должном госфинансировании можно решить все проблемы предприятия.
Moscow Daily News напоминает, что до настоящего момента завод осуществлял капитальный ремонт Ту-154, техническое обслуживание Ту-154, Ан-140, Ан-74 и поставлял компоненты для различных типов самолетов. В советское время занимался серийным производством самолетов, среди наиболее масштабных – выпуск Ту-154.
Спрос на самолеты будет
Руководитель лаборатории новых технологий ЭИСИО Дарья Кислицына в своем Telegram-канале обращает внимание на то, что о развитии малой авиации неоднократно говорил президент России Владимир Путин, следовательно, решение о возрождении «Авиакора» соответствует позиции федерального центра.
«Местные авиаперевозки особенно необходимы для арктических и дальневосточных регионов, поэтому спрос внутреннего рынка на новый борт будет высоким. Отмечу, что самарский самолет практически не зависит от иностранных комплектующих», – замечает Кислицына.
Авторы канала «Самара Новости» приводят мнение бывшего губернатора Самарской области Константина Титова (возглавлял регион с 1991 по 2007 год. – РК) по этому вопросу. По его словам, у региона есть хорошие шансы поучаствовать в налаживании процессов производства самолетов.
«Мы сами умеем многое делать. Вот сейчас у нас несильно загружен авиационный завод «Авиакор». Наш завод тоже сейчас активно работает над созданием нового самолета для ближне- и среднемагистральных линий. К тому же на «Авиакоре» делали Ан-140. Есть только проблема с двигателем i его делали на Украине. Нужно найти замену, и самолет на 75 мест тоже пойдет в работу. Завод «Кузнецов» может помочь. Кстати, есть двигатель МК-4, который можно развивать и модернизировать. Проекты есть», – цитирует Титова Telegram-канал.
Перспективные сферы
Депутат Самарской губернской думы Александр Степанов замечает, что авиастроение и автомобилестроение – это те отрасли, которые испытают тяжелейшие последствия санкций.
«Сегодня стоит вопрос не о развитии этих отраслей, а о защите предприятий и продолжении их работы. Наша задача сейчас – выстоять, сохранить рабочие места, трудовые коллективы и постараться наладить замену недостающих деталей на детали собственного производства (или закупать их, у кого это возможно)», – подчеркивает Степанов.
Парламентарий добавляет, что федеральный центр уделяет в этих сферах повышенное внимание Самарской области, при его участии регион сможет выстоять в это непростое время.
Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев считает, что озвученные проекты – это хороший шанс для развития, это рабочие места, налоги. Перспективы у них положительные, тем более что государство точно будет поддерживать все гражданское авиастроение.
Эксперт также отмечает, что поддерживать конкурентоспособность экономики за счет слабой валюты – это плохо, а вот за счет импортозамещения, когда образовалась ниша, которую есть возможность занять, – это правильно.
«Можно говорить о повышенном внимании федеральных властей к отдельным секторам экономики. Если предприятия такого сектора находятся в Самарской области, значит, региону повезло. Конечно, без грамотного управления губернатора Дмитрия Азарова и без некоторых его лоббистских качеств и возможностей Самарской области вряд ли удалось бы получить соответствующую господдержку. Я считаю, что в данных сферах будут заказы, соответственно, будут рост выпуска и рабочие места. Это позитивный фактор», – подытоживает Разуваев.