Проблемы у нас будут не из-за ухода собственников, а из-за реализации своей продукции
Потенциальный рост безработицы в российских регионах будет связан не только с уходом иностранных компаний. Кто в зоне риска? Автопром и все регионы, где есть новые сборочные производства: Калужская область, Владивосток (где небольшой завод Mazda), Санкт-Петербург, Тольятти.
В нефтегазовом секторе с Сахалина уходят ExxonMobil и Shell, но это совместное производство, там российские собственники – и они остаются. Проблема в другом: российскую продукцию очень плохо покупают, объем продаж снизился в два раза. Проблемы будут не из-за ухода собственников, а из-за реализации продукции. Добыть смогут, но кому продавать? По газу таких острых проблем с продажами не наблюдается и вроде быть не должно. А вот в нефтянке придется консервировать скважины, если ситуация продолжит развиваться. В зоне риска Сибирь, ХМАО, ЯНАО, вся нефтедобывающая Волга. При этом никто не уходил, просто российскую нефть плохо покупают: боятся санкций. Хотя государства, кроме США и Британии, их не вводили. Также непонятно, как проводить платежи. Например, в Британии докеры отказались разгружать некоторые танкеры. Кроме того, не стоит забывать, что на всех сложных месторождениях Россия добывает исключительно на импортном оборудовании. Много импортного оборудования мы не можем производить сами, а китайское его не заменит. Вот простое «мы производим сами».
В автопроме будем ездить на китайских машинах. Автопром трудоемкий, нефтегазодобыча – нет, но снижение объемов добычи сильно повлияет на ситуацию. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск – это города от 100 тысяч до 300 тысяч жителей, там очень много связано с нефтью (не напрямую, а опосредованно). При этом ситуация неизменно скажется на федеральном бюджете, который во многом формируется за счет этих налогов. Дикий рост цен на нефть не перекроет такое сокращение объемов продаж. К тому же мы продаем еще и не по мировой цене, а с большим дисконтом: не берут российскую нефть. Это, безусловно, проблема для федерального бюджета.
Приостановка работы крупных компаний – IKEA, Макдоналдс, который озвучил подобные планы, – это потенциальная безработица для большого числа людей. Это не только сами магазины и рестораны, но еще и производители и поставщики. Это потенциально огромная не прямая, а опосредованная волна сокращений. Что касается самого производства: да, мы что-то производим сами, но в каждой области мы что-то импортируем. И как это сейчас будет осуществляться, большой-большой вопрос.
Предложение национализировать предприятия проблему никак не решит, поскольку наша промышленность очень сильно завязана на международной цепочке. Гречку мы произведем сами, подсолнечное масло тоже, хотя и там есть импортное оборудование. Но сколько-нибудь сложные товары и услуги используют либо импортные компоненты, либо импортное оборудование. Можно три раза все национализировать, но необходимые оборудование или компоненты от этого не появятся. Вопрос не в том, что ушли иностранцы, а в том, что Россия плотно завязана на глобальную экономику.
Почему самолеты не летают за границу? Потому что они были в лизинге, их не выкупили сразу. Если есть запрет на лизинг, то самолет арестуют в любом иностранном аэропорту. А у себя летать будет проблематично, потому что обслуживание, запчасти – это тоже иностранные компании. И так в любой отрасли. Коллапс будет чудовищный, он просто произойдет не сразу.