Анализ политической динамики в Ленинградской области (сентябрь 2013 г.)


Исследование выполнено в рамках программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики по теме «Структурный анализ региональных политических режимов и электорального пространства», реализуемой Лабораторией региональных политических исследований под руководством д.п.н. Туровского Р.Ф. 

Сироткина Е.В. – аналитик Лаборатории региональных политических исследований НИУ ВШЭ 

Finding investing for priority regional projects remains the key challenge for the governor of The Leningrad Oblast. But this month he proves to be much more successful in this field as he was able to gain a kind of carte blanche and protection from president Putin. The highest state’s authority has almost agreed to finance all the investment projects in the region. In the future this means easier money negotiations with top public companies and investors. All in all it is a good lobbing result of new regional government strategy. The stress in the strategy is made not only on personal contacts but on the future profit of investing and detailed planning. 

Вопрос поиска финансирования приоритетных объектов остается главной повесткой региональной политики. В этом месяце поиск средств сфокусировался на федеральном центре, которому было предложено профинансировать ряд дорогостоящих инфраструктурных объектов региона. Интересно то, что «заявок на финансирование» поступило сразу несколько, и все они предполагают госфинасирование на значительную сумму. Удивительная смелость руководителя региона, который, создается впечатление, попытался решить финансовые проблемы одновременно всех долгостроев, может быть продиктована уверенностью в своей победе. По информации из СМИ, В.Путин одобряет деятельность А.Дрозденко, что дает губернатору карт-бланш в переговорах с с министерствами и госкомпаниями. 

Показателен в этом смысле заголовок статьи, вышедшей на сайте «Коммерсанта»:  «Ленобласть наводит мосты», который, на наш взгляд, очень точно отражает тактику губернатора. Понятно, что имея перспективные просчитанные проекты, искать инвесторов легче, однако те объекты, которые были и будут предложены президенту В.Путину, являются дорогостоящими и достаточно рисковыми с финансовой точки зрения предприятиями. Так, в октябре во время визита В.Путина в Ленобласть губернатор намерен просить денег на строительство искусственных сооружений: проблемных железнодорожных путепроводов в Выборгском районе, путепровода через железнодорожные пути в Гатчине и моста через Волхов в городе Кириши. 

В конце сентября губернатор попросил деньги у министра транспорта М.Соколова на строительство пятипролетного моста через Волхов (долгое время у области были трения с Минтрансом и ОАО РЖД, кому все-таки придется строить мост); также А.Дрозденко намерен просить у министерства деньги на строительство четырёхголосного путепровода над железной дорогой во Всеволожске. 

Средства на запуск завода по производству карбамида и аммиака уже были найдены – он будет построен в Усть-Луге в 2017 г. и даст более 800 новых рабочих мест. Для реализации этого инвестиционного проекта «Газпром» построит отдельный газопровод. 

Реализацией проекта занимается дочка группы «ИСТ» А.Несиса. «ИСТ» является одним из наиболее крупных строительных подрядчиков в регионе еще со времен В.Сердюкова.

Премьер-министр Д.Медведев уже успел положительно оценить работу правительства Ленобласти по комплексному развитию территорий и в частности этот проект, как и всю портовую индустриальную зону, которую он планирует посетить в ближайшее время. 

Столь пристальное внимание первых лиц к строящимся объектам области повышает шансы проекта на поиск допфинансирования в случае непредвиденных ситуаций. 

В этой же связи можно говорить о высокой вероятности благоприятного исхода конфликта в «БазэлЦемент-Пикалево», который накануне снизил вдвое объемы производства из-за ограничения поставок газа на 50% вследствие задолженности перед «Газпромом» на сумму 170 миллионов рублей. Завод — перманентный очаг напряжённости в регионе, который может перестать быть таковым, если А.Дрозденко сможет найти подход к В.Путину и в этом вопросе, а президент со своей стороны сможет найти подход к О.Дерипаске, владельцу группы компаний, в которую входит проблемное предприятие. 

Безусловно, мы можем догадываться, что во время переговоров акцент буден сделан на стратегической важности объектов для экономики всей станы, что нельзя отрицать, однако гораздо интереснее обратить внимание на подход, который избрал А.Дрозденко к федеральному кошельку. Это — новый переговорный формат, более технократичный, предполагающий ставку не столько на личные связи и авторитет, сколько на экономическую целесообразность предприятия. К тому же Ленобласть всегда была важным для администрации президента регионом, который до недавнего времени не задействовал в полной мере свой лоббистский ресурс. И, похоже, он имеет успех, судя по готовящемуся одобрению всех траншей на строительство, даже при условии, что в казне может и не быть достаточно денег. 

В целом управленческий подход новой администрации региона можно описать в терминах технократии – критерием эффективности политики становятся качество результата и оптимизация бюджетных расходов. При этом оставаясь политически несамостоятельной фигурой, то есть, не прошедшей испытание выборами и зависимой всецело от политики Кремля, губернатор пытается быть всецело самостоятельным региональным менеджером. Опять же, как отмечалось в предыдущих мониторингах, кейс А.Дрозденко может стать интересным опытом, который в случае успеха можно применить и к другим регионам с похожей структурой и укладом. 

Важно помнить, что, как и большинство несырьевых регионов, Ленобласть пока не может выходить на самоокупаемость, то есть, полностью или очень существенно отказаться от поддержки центра. Тем не менее, область рассчитывает, по крайней мере, не влезать в еще большие долги в 2014 г. Если финансирование макропроектов все-таки будет переложено на федеральные плечи – этот план вполне удастся реализовать. По ситуации на сентябрь, Ленобласть рассчитывает в 2014 г. увеличить доходы на 5,5% по сравнению с 2013 г. Ранее основная налоговая база (около 22%) формировалась за счет 

налогов крупных предприятий монополистов. В 2012 г. они перешли в ГКН (консолидированную группу налогоплательщиков), что уменьшило долю финансовых поступлений, поэтому регион недополучил 1,5-1,7 млрд. руб. 

Тем не менее, бюджет на 2014 г. утвержден правительством области, он будет дефицитным (дефицит составит 14,4% от собственных доходов), но с ростом доходов по сравнению с 2013 г. Как и для многих регионов, бюджетным приоритетом 2014 г. станет обеспечение исполнения майских (2012 г.) указов президента. 

В дальнейшем регион намерен создать условия для снижения налога для инвестиционного бизнеса через систему ГКН, которая уже была введена частично. Для внедрения на территории области механизма ГЧП правительство намерено сотрудничать с «Центром развития государственно-частного партнерства», совместно с которым будет выработан механизм безболезненного перестраивания части бизнеса на новую систему и привлечения инвесторов в различные секторы экономики. Регион уже начал прорабатывать 2 проекта ГЧП для строительства двух платных дорог, но пока желающих 

вкладываться в региональные дороги не нашлось. 

Единственным значимым кадровым решением месяца стало назначение Романа Маркова на должность финансового вице-губернатора. Губернатор рассчитывал, что новым министром будет человек, хорошо умеющий работать с бюджетом и при этом не ангажированный политической элитой Ленобласти, от которой пытается отстроиться и сам губернатор. Назначенец отвечает всем требованиям нового кадрового подхода, имеет MBA, значительный опыт в финансовой сфере и в сфере госуправления – в 2002 г. президент ОАО «Аккобанк» (г. Сургут), далее первый заместитель главы администрации г. Сургута. 

В сентябре у губернатора появился советник по делам казачества – бывший начальник генштаба Республики Абхазия Анатолий Зайцев будет заниматься связами с казачьими организациями. По словам А.Дрозденко, введение новой должности продиктовано необходимостью в том числе координировать работу между органами государственной и муниципальной власти региона – одном из направлений, в котором губернатору пока не удалось успешно продвинуться. 

Кадровых перестановок следует ожидать в ближайшее время в сфере регионального здравоохранения. Скандальный председатель регионального комитета по здравоохранению (КЗ) Арчила Лобжанидзе обвиняется в растрате средств – прокуратура области уже направила в ФСБ материалы для возбуждения против него уголовного дела. Прокурорская проверка ранее в этом году была проведена по инициативе губернатора, что повышает при любом исходе шансы на скорое отстранение регионального министра. На фоне начала отопительного сезона, который традиционно монополизирует муниципальную повестку каждый год, политическая повестка – прошедшие в ряде муниципалитетов выборы – осталась практически незамеченной региональной  общественностью. Тем не менее, прошедшие выборы являются важными в преддверии выборного сезона 2014 г. с точки зрения оценки шансов кандидатов от «Единой России». 

Партия большинства получила хороший результат – одержала победу на всех выборах, в том числе и с помощью поддержанных ею самовыдвиженцев – что дает возможность прогнозировать для нее очень благоприятный исход и в следующем году. 

При подготовке материала были использованы следующие источники: 

47news.ru 

«Российская газета» 

ИА «Regnum» 

ИД «Коммерсант» 

«Ведомости» 

«Известия» 

«Труд»4 

«Деловой Петербург» 

РБК daily СПб 

ИА «Росбалт» 

Газета «Вести» 

«АиФ – Северо-Запад» 

Regions.ru  

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: